Во-первых, в центре внимания философов Нового времени – теория познания (гносеология). При исследовании различных путей познания оформились два основных течения – эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм ( от греч. еmpeiria – опыт ) – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считающее источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент («нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте»).

Рационализм (от греч. ratio – разум) – направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности. Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие:

а) сам по себе опыт не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;

б) разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были обоснованны опытным путем и лишь впоследствии, с развитием техники, им подтверждены.

Во – вторых, философы, они же крупные ученые, понимали науку как важнейшее занятие человечества. Именно наука, по их мнению, способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс.

В – третьих, полная секуляризация науки. Синтез науки и религии, веры с разумом – невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета разума.

В – четвертых, развитие наук и философии (которая должна изучать мышление человека, его законы и найти такой метод, который будет применим ко всем наукам) направлены на подчинение Природы человеку.