Второй период начинается с XVIII века и связан с реформами Петра I, и деятельностью М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева.

Этот период характеризуется действием двух факторов, которые определяющим образом влияют на всю духовную культуру этого времени:

во-первых, это процесс европеизации России;

во-вторых, секуляризация общественной жизни.

Духовная жизнь России испытывает влияние Запада, французского Просвещения (идеи Руссо, Вольтера, Монтескье – стимулируют развитие свободомыслия в России). Огромное влияние на развитие всей духовной культуры имело открытие в 1755 году Московского университета. С этого времени философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) свое слово в русской философии сказал тем, что:

1) заложил основы материалистической традиции;

2) сформулировал закон сохранения материи и движения;

3) в основе мироздания видел материальные атомы и материальные монады;

4) вместе с этим, не отвергает Бога-творца, т. е., по сути, выступает деистом.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) хорошо знал творчество западных философов, но его больше всего интересовали проблемы человека, общества и государственного устройства.

Он стал первым русским мыслителем, который провозгласил идею человечности в качестве основного стержня светской общественной мысли.

Первым, кто начал самостоятельное философское творчество был Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856).Свои взгляды он изложил в сочинении «Философические письма». После публикации первого из них в1836 г. в котором:

а) характеризует тяжелое положение русского народа, изолированность от общечеловеческого развития;

б) резко критикует самодержавие, крепостничество – главные причины отсталости России,

объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

Чаадаева интересуют две проблемы:

- философия человека;

- философия истории.

1. Человек существо двойственное:

а) природное;

б) духовное.

2. Задача философии изучать его как духовное существо.

3. Подчеркивая коллективистскую сущность человека, отличающую его от животного, он замечает, что без общения с другими людьми «Мы бы мирно щипали травку», т. е. остались бы животными.

4. Движущей силой общественного прогресса он считал нравственность, основанную на христианских идеалах и ценностях.

5. Философия истории у Чаадаева основана на провиденциализме (определяющим фактором общественного развития является Божественное Провидение). Христианство – стержень, двигатель истории.

6. Вместе с этим, он считает, что господствующим во всей нашей истории является «географический фактор» (необозримые просторы России, специфические климатические условия существенно влияют на ее историю).

7. В своем творчестве Чаадаев превозносит католический Запад, тем самым став предтечей западничества.