Френсис Бэкон (1561 – 1626) – видный английский политический деятель и философ, основоположник эмпиризма. Знаменитость ему принесло учение о науке и ее методах, которое Бэкон изложил в главном труде – «Новый Органон» (1620г) в отличие от «Органона» (гр. орудие, инструмент – орудие науки) Аристотеля, где он ставил цель выработать новый метод исследования Природы.

Суть учения

1. Цель научного знания – принесение пользы человеку. Общая задача всех наук – увеличение власти над Природой.

«Природа побеждается только подчинением ей,» следуя её законам. Девиз Бэкона «Знания – сила», но только, если они истинны. «Мы столько можем, - повторял он, - сколько знаем.»

2. Чтобы Природу поставить на службу человеку, необходимо в корне изменить методы исследования её законов.

3. Основной метод – специально продуманный и хорошо организованный опыт, эксперимент; он – основа знания.

Опыт может быть двух видов:

а) плодоносный – непосредственно приносит пользу человеку;

б) светоносный – указывает путь познания глубинных связей Природы, вскрывает законы явлений.

4. Процесс познания Природы должен двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям, обобщениям, т. е. метод индукции (от лат. induction – наведение). Только индукция, по Бэкону, может «послужить компасом кораблю науки».

5. Свой метод Бэкон сравнивал с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мёд собственным умением.

Его суть состоит в следующем:

· наблюдение фактов;

· их систематизация и классификация;

· отсечение ненужных фактов;

· разложение явления на составные части;

· проверка фактов на опыте;

· обобщение.

6. Однако на пути постижения Природы имеется множество препятствий, заблуждений.

Он выделил четыре вида таких заблуждений, называя их идолами или призраками.

Идолы рода – самые опасные, т. к. они коренятся в самой человеческой сущности, в разуме человека, обусловлены его наследственной природой. Мышление человека имеет свои недостатки, т. к. уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде.

Идолы пещеры – каждый человек имеет свой внутренний субъективный мир («свою пещеру»), который искажает его суждения о явлениях мира. Эти заблуждения вытекают из врожденных свойств индивида, а также его образования, воспитания и т. д.

Идолы площади – это ошибки, порождаемые речевым общением, неправильным употреблением слов. В одни и те же слова люди вкладывают различное содержание, что ведёт к заблуждениям.

Идолы театра – это ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных воззрений различных философских систем, а так же результат ложных законов доказательств, что искажает понимание действительной природы.

7. Бэкон резко критиковал философию Средневековья, особенно схоластику, которая была главным препятствием на пути изучения Природы. Он говорит, что схоластика плодовита в словах и бесплодна в делах; не дала миру ничего, кроме чертополоха слов.

8. Вместе с этим, Бэкон утверждает, что первопричиной мира есть Бог, а истинадвойственна:

· теология имеет своим объектом Бога, основывается на вере;

· наука, философия – Природу, и основывается на разуме и опыте.

Успехи науки касаются лишь «вторичных причин», за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. Он утверждал, что лёгкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие - к религии».

Вклад Бэкона в развитие философии:

1) впервые теоретически обосновал идеал нового типа знания – экспериментально-теоретического естествознания, назначение которого приносить пользу человеку, подчинить ему Природу;

2) сформулировал условие, при котором наука может выполнять это назначение – знание должно быть объективно и нацеленным на отыскание причин;

3) стал основоположником сциентизма (лат. scientia - наука) – взгляда на науку как на высшую ценность, способную решить все проблемы человека.

Томас Гоббс (1588-1679 г. г.) - крупнейший английский философ. Главные философские сочинения: "Основы философии" и "Левиафан". Основным предметом философии он считает природу, человека и общество.

Суть учения.

1. Мир – это единая материальная субстанция: совокупность тел, подчиненных механическому движению.

2. Никакой другой самостоятельно существующей духовной субстанции нет. Следовательно, души нет.

3. Материя вечна, неуничтожима; каждое тело обладает протяженностью и формой, имеет три измерения: длину, ширину и высоту. Все есть движущаяся материя. Однако, первопричиной движения Гоббс объявляет Бога.

4. Человек есть механизм, а его жизнедеятельность – чисто механический процесс: сердце это пружина, нервы – нити, суставы – колеса, которые сообщают всей машине движение. Вся человеческая жизнь объясняется на основе полного механизма.

5. Процесс познания совершается путем чувственного восприятия внешнего мира. Внешние чувства являются источником нашего познания, которые перерабатываются умом.

6. Гоббс подчеркивал эгоистическую природу человека; утверждал, что он, как правило, действует ради пользы или славы, т. е. ради любви к себе, а не к другим.

7. В естественном состоянии "человек человеку волк", поэтому жизнь наполнена "войной каждого с каждым". Ради самосохранения, для того, чтобы выжить в обществе, необходим мир. Осознавая это, каждый человек добровольно отказывается от своей свободы в пользу монарха, который обеспечивает социальную сплоченность.

Сильная централизованная власть создается путем общественного договора между всеми действующими индивидами.

8. В обществе действуют естественные законы (Гоббс насчитывает 12), но по сути они выражаются в одном Золотом правиле: "не делай другому то, чего ты не пожелал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе."

Созданная Гоббсом теория государственной власти содержала многие важные теоретико-практические положения. В первую очередь был сделан вывод, что государство - необходимое условие культуры и общественной жизни: "Вне государства - владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве - владычество разума, мир, безопасность, богатство, благопристойность, изысканность, знание и благосклонность."

Рене Декарт (1596-1650) – выдающийся французский философ и крупнейший математик своего времени основоположник рационализма.

С юных лет он поставил целью найти способ (критерий) отличить истинное Знание от ложного и на этой основе создать заново философию; для преобразования философии считал необходимым знание математики, поэтому усиленно занимался ею. Он – создатель современной алгебры и аналитической геометрии, автор закона преломления света; сделал ряд открытий в физиологии, психологии, физике.

Основные сочинения Декарта: "Рассуждения о методе" (1637г.), "Метафизические размышления" (1641 г.), "Начала философии" (1644 г.). Философия для Декарта предстает основой всех наук, в фундаменте которой находится метафизика (метафизикой с древности и во времена Декарта называли философскую дисциплину о первых началах всего существующего).

Философия представляет собой систему подобную дереву. Корнем этого дерева является метафизика, стволом - физика (наука о природе), а ветви и крона - остальные науки, которые сводятся к трем главным:

а) медицина (обеспечивает здоровье людей);

б) механика (дает знания, применяемые в устройстве быта);

в) этика (знание об условиях благой и добродетельной жизни).

Декарт стремился создать практическую философию, при помощи которой можно сделаться хозяевами и господами Природы.

Суть учения.

1. По словам Декарта его философия сводилась к следующим положениям:

а) в отыскании истины следует руководствоваться только разумом. Нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни книгам, ни чувствам;

б) поэтому надо отвергнуть все прежние знания и умения, на их место поставить вновь добытые или старые, но проверенные разумом;

в) отыскать истину можно, только правильно применяя разум, т. е. располагая эффективным методом.

Следовательно, Декарт категорически утверждает, что источником истины может быть только разум.

2. Для управления разумом в познании истины необходим эффективный метод, которого не было ни у одного философа. Декарт разработал 4 правила своего метода:

а) принимать за истину только то, что не дает никакого повода к сомнению;

б) всякий исследуемый вопрос необходимо разложить на столько частей, сколько требуется для лучшего его понимания;

в) выстраивать затем из простых элементов стогую последовательность, до самых сложных;

г) стараться не совершать никаких пропусков в своих рассуждениях в процессе логического хода мыслей.

3. Декарт абсолютизировал роль дедукции (от лат. deduktio - выведение), т. е. от общего к частному, полагал возможность логическим путем вывести все знания о мире.

4. Сначала надо усомниться абсолютно во всем потому, что:

а) поскольку наши чувства постоянно нас обманывают, следует считать, что внешний мир не существует;

б) человеческий ум тоже формирует образы и настойчивые, и обманчивые;

в) математические понятия тоже бывают ошибочные ;

г) а существую ли я? Отбросить, поставить под сомнение собственное существование невозможно, потому что именно в нас осуществляется акт сомнения. А сомнение - это наша мысль.

Так появляется знаменитый вывод: "Мыслю, следовательно существую".

Исходя из факта существования мысли, Декарт приходит к признанию существования человека, его телесности, а затем и реальности всего физического мира.

5. Декарт приходит к убеждению о существовании человеческого "Я" (самосознания), которые есть не телесная вещь, а исключительно духовное существо.

6. Человек есть своеобразная телесная машина, внутри которой есть душа, имеющая разум и результат действия первопричины, которой является совершенная субстанция – Бог.

7. Роль Бога сводится только к созданию материи и придания ей первоначального толчка (хаотического движения), а устроение мира и образование Солнечной системы – есть результат действия законов механики (вихреобразные движения).

Поэтому Декарт – деист (от лат. deus - Бог) допускал существование Бога лишь как первопричины существования мира и дуалист (от лат. dualis - двойственный), т. к. признавал равными два начала: дух и материю.

Учение Декарта получило название "картезианство" (от лат. имени Рене Декарта - Renatus Cartesius).

Бенедикт Спиноза (1632-1677 г. г.) великий голландский мыслитель, (родился в Амстердаме в богатой еврейской семье) тоже в юношеском возрасте сформулировал для себя философский вопрос:

- возможно ли истинное человеческое счастье?

- если да, то в чем оно состоит? И как его достичь?

Главные произведения: "О Боге, человеке и его счастье", "Этика" (1675г.), "Богословно - политический трактат".

Суть учения.

1. Основу философской системы составляет учение о субстанции (лат. substantia - сущность, то, что лежит в основе). Субстанцией является единая, вечная и бесконечная Природа. Двух субстанций быть не может.

2. Субстанция одна, она есть причина самой себя и не нуждается ни в чем другом для своего существования. Такой подход к пониманию мироздания называется монизм (от греч. monos - один, единственный).

3. Творящая природа есть Бог. Отождествляя природу и Бога, Спиноза растворяет Бога в природе, что называется пантеизм (от греч. pan - все и theos - Бог.)

4. Субстанция – Природа - Бог находится в постоянном действии.

Способ действия субстанции Спиноза называет атрибутом (от лат. attribuo - придаю, наделяю) - неотъемлемым ее свойством.

5. Субстанция - бесконечна, поэтому атрибутов у нее бесконечное множество. Человек может познать только два атрибута: протяженность и мышление.

6. От субстанции необходимо отличать отдельные вещи, предметы, которые конечны и находятся в постоянном изменении. Спиноза их назвал модусами (от лат. modus - свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличии от атрибута).

7. Субстанции присущи вечность и неизменность. Модусам присущи движение и время.

8. Источником существования модусов выступает причина. В мире не существует ничего случайного, каждое следствие имеет свою причину. Случайность исключается. Такая взаимосвязь называется жесткий детерминизм (от лат. determinare - определяю - учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений).

9. Познание человека состоит из трех ступеней:

первая - чувственное познание, которое часто искажает предметы, хотя содержит зерно истины;

вторая - понимание основывается на рассудке и разуме. Эта ступень - единственный источник достоверных истин;

третья - интуиция - фундамент достоверного знания; полученные истины наиболее ясны и достоверны;

10. Человек составляет частицу природы и наделен мышлением. Он являет собой звено мировой детерминации, поэтому не имеет свободной воли, а живет в рамках свободной необходимости. Свобода – есть осознанная необходимость.

11. Человек раб своих страстей и аффектов, в своем поведении руководствуется не этическими законами добра и зла, а лишь стремлением к собственной выгоде.

12. При объяснении общества Спиноза исходит из теории естественного права и общественного договора. Суть государства - обуздать эгоистичность человека, а лучшая форма правления - демократия (та, которая предоставляет всем гражданам возможность участвовать в управлении государством).

13. Спиноза первый заложил основы научной критики религии и Библии. Он доказал, что Моисей не мог быть автором Пятикнижия, а также выявил много противоречий, повторений и разночтений в текстах Библии. Его критика религии - это критика невежества и предрассудков, тогда как истинная религия есть мудрость.

Важнейшей заслугой Спинозы было стремление объяснить мир, исходя из него самого.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716 ) немецкий философ и ученый, математик, физик, юрист, историк, изобретатель. Получил университетское образование, изучая юриспруденцию и философию. Изобрел счетную машинку, способную производить операции над большими числами. Разработал проект Берлинской Академии наук, президентом которой и стал. Философско-литературное наследие Лейбница огромно. Основные философские произведения: "Рассуждение о метафизике", "Новые опыты о человеческом разуме", "Монадология" и др.

В философии Лейбница как бы синтезировалось все, что было достигнуто до него. Он окончательно сформулировал основные принципы рационализма.

Суть учения.

1. В основе бытия и конкретных его проявлений - лежит самостоятельная духовная субстанция - монада (от греч. monados - единица, единое).

2. Эти монады - своего рода "души" - являются основой всех вещей, предметов, всей жизни.

3. Монада способна к активности. Она неделима, неповторима, замкнута, неисчерпаема, бесконечна, являет собой "живое зеркало Вселенной".

4. Вся природа, поскольку состоит из монад, - органическая. Неживой природы нет! Монада подобна микроорганизму.

5. При этом Лейбниц подчеркивает:

во-первых, что в мире имеет место иерархия монад, "единая лестница живых существ" - от минералов до Верховной монады – Бога;

во-вторых, все монады историчны, т. е. подвержены беспрерывному изменению естественным путем. Причем, изменяются не только отдельные монады, но и вся их система, которая проходит разные ступени саморазвития.

6. Верховная монада - Бог, творящий все бесконечное многообразие существующих монад, устанавливает иерархию и связь между ними, которая образует предустановленную гармонию. Поэтому, Лейбниц утверждал: "Все к лучшему в этом лучшем из миров".

7. В теории познания Лейбниц утверждает, что чувственные данные необходимы для познания; разум, используя их и врожденные идеи "малые перцепции", постигает истины, таким образом, есть два источника знаний:

а) данные органов чувств;

б) данные разума.

8. Исходя из этого, есть два вида истин:

а) истины случайные или факты (дают органы чувств);

б) истины необходимые (истины разума).

Необходимые истины всегда верны.

9. Истины случайные требуют обоснований. Поэтому Лейбниц разрабатывает закон достаточного основания. Он утверждает, что

а) истины разума извлекаются из самого разума, путем дедуктивного метода;

б) истины факта познаются разумом в результате обобщения чувственных данных индуктивным путем.

Лейбниц развил и усовершенствовал целый ряд положений логики Аристотеля; вплотную подошел к диалектическим представлениям о природе и человеческом познании.

Джон Локк (1632 - 1704) английский философ - последователь Ф. Бэкона и Т. Гоббса. В развитии их учения он поставил перед собой задачу - разработать всеобъемлющую и непротиворечивую теорию познающего человеческого разума с позиции эмпиризма. Эта теория представлена в труде "Опыт о человеческом разуме"

Суть учения.

1. При появлении на свет душа человека есть "чистая доска" (tabula rasa). «Откуда получает он (ум) весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта».

2. Знания человек получает из опыта, который складывается из двух источников:

а) ощущений;

б) рефлексии (лат. refleksio - мысль, обращенная на самое себя).

Ощущения - есть внешний опыт.

Рефлексия - внутренний опыт, который формируется из идей, появляющихся в душе от наблюдений за действиями нашего ума. Опыт рефлексии может возникнуть только после ощущений, потому что без них невозможны никакие действия ума. Этот подход к познанию называется сенсуализм - (от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение), учение, утверждающее, что человеческий разум возник и может функционировать только на основе ощущений.

3. Ощущения являются причиной появления в душе идей. Идеи делятся на:

а) простые;

б) сложные.

4. Из простых идей, благодаря их способности сочетаться, развиваются суждения, воображения, фантазии.

5. Язык - это система знаков, состоящая из чувственных идей. Он способствует, когда мы желаем общаться друг с другом, передавать свои знания.

6. Знания по достоверности подразделяются на три вида:

а) сенситивные (дают органы чувств, самые несовершенные);

б) демонстративные (идет процесс познания посредством поиска промежуточных идей);

в) интуитивные (самые совершенные; способность ума сразу же усматривать сущность).

Знать все невозможно, считает Локк, необходимо знать самое важное для нашего поведения.

7. Проблему государства Локк рассматривает с позиции Гоббса, хотя частную собственность считает неотъемлемым атрибутом естественного человека. Без нее невозможно удовлетворять главные человеческие потребности. Труд и трудолюбие - главные источники богатства.

8) Впервые в истории политической мысли высказал идеи разделения верховной власти на:

а) законодательную;

б) исполнительную;

в) федеративную.

Только при этих условиях возможно обеспечить права личности.

В целом, учение Локка оказало значительное влияние на последующее развитие философии и, прежде всего, на представителей французского материализма ХVIII века.