Закон единства и борьбы противоположностей - один из универсальных законов диалектики, так как проявляет свое действие в природе, обществе и мышлении.

Суть закона заключается в том, что он объясняет развитие как самодвижение и саморазвитие.

Закон единства и борьбы противоположностей утверждает:

во-первых, всем объектам и процессам материальной и духовной сферы бытия присущи противоречивые стороны, тенденции, т. е. каждый объект и явление содержит в себе противоположные начала;

во-вторых, борьба сторон объекта происходит потому, что противоположности находятся в единстве, отчего объекты не разрушаются, а остаются теми, чем они есть. Для лучшего понимания содержания закона необходимо уяснить содержание категорий: тождество и различие.

Тождество – есть отношение, сторонами которого являются свойства, силы и тенденции, совпадающие друг с другом. Но нельзя не заметить того, что вещи, оставаясь тождественными самим себе в тоже самое время изменяются, разрушаются (человек стареет, машина изнашивается), т. е. объекты материального мира становятся другими.

Различие есть отношение, сторонами которого являются свойства, силы и тенденции, не совпадающие друг с другом;

в-третьих, нарушение гармонии между единством противоположностей дает импульс к самодвижению, саморазвитию.

Под противоположностями понимаются такие стороны, моменты в явлениях, предметах, которые:

а) находятся в неразрывном единстве (полюса магнита);

б) взаимоисключают друг друга;

в) взаимопроникают друг в друга.

Нет противоположностей без единства и наоборот, нет единства без противоположностей.

Понять диалектическое противоречие – значит, понять, как оно развивается и как разрешается.

Развитие и разрешение противоречийэто процесс, в котором можно выделить несколько этапов.

1. На первом этапе противоречие характеризуется господством тождества над различием противоположностей. Здесь еще не все противоречивые явления, предметы выступают явно. Они существуют в зародыше. Поскольку противоречия находятся в скрытом, зародышевом состоянии, их трудно обнаружить, но вместе с тем, в силу развития предмета, проявляются различия.

2. В дальнейшем процессе развития противоречия в качестве господствующей стороны противоположностей начинает выступать различие.

3. Третий этап развития противоречия характеризуется его практическим разрешением и переходом явления в новое состояние.

Разрешение противоречий означает, что борьба противоположностей получила новую форму своего развития. Разрешение противоречия и есть исчезновение данного, конкретного противоречия. И одновременное возникновение нового противоречия. Разрешение противоречий есть скачок, разрыв старого единства, ликвидация старого противоречия и обеспечение дальнейшего развития на основе действия новых противоречий.

Диалектические противоречия могут выступать в следующих формах:

а) внутренние – внешние;

б) основные – неосновные;

в) антагонистические – неантагонистические.

Из сказанного становится ясно, что противоречия составляют внутренний источник развития явлений действительности.

Следовательно, развитие объективного мира и познания осуществляется, потому что единое раздвоено на взаимоисключающие стороны и тенденции, взаимоотношения которых, с одной стороны, характеризуют ту или иную систему как нечто целое и качественно определенное, а с другой стороны, составляют внутренний импульс ее развития, изменения, превращения в новое качество.

Закон перехода количественных изменений в качественные дает ответ на вопрос: в какой форме осуществляется развитие, как происходит «рождение» нового качества?

Диалектика количественных и качественных изменений выражает процессы смены качественных состояний материи, духа, раскрывает механизм развития как процесс накопления количественных изменений, которые переходят в новое, качественное состояние предметов, процессов, явлений.

Прежде чем вникнуть в сущность закона, необходимо понять содержание его основных категорий: «качество», «количество» и «мера».

Качество — это такая определенность предмета, которая неразрывно связана с его существованием, представляет единство существенных свойств предмета придает ему своеобразие и отличает от других предметов. Количество — это степень интенсивности существенных свойств предмета. Количество выражается в числовых показателях (температуры, величины заряда, энергии и т. п.). Определенное качество сопряжено с определенным количеством и их единство выражается понятием "мера". Изменения количества, выходящие за рамки (границы) меры, ведут к смене качества.

Развитие есть единство:

- непрерывности;

- прерывности.

Понятие «непрерывность», выражает количественные изменения, которые происходят постепенно.

Понятие «прерывность» указывает на изменения качества, происходящее скачкообразно.

Переход количественных изменений в качественные, или переход из одного качественного состояния в другое выражается понятием - скачок - т. е. коренное, качественное изменение предмета или явления, превращение старого качества в новое, в результате количественных изменений.

Для перехода к новому качеству скачки обязательны, хотя по форме и длительности они различны.

Формы скачка многообразны и зависят как от характера явления так и от тех условий, в которых протекает его развитие. По существу, каждое явление переходит в новое своим особым способом.

Скачки бывают двух типов:

1) резкие;

2) постепенные.

Закон перехода количественных изменения в качественные ориентирует на понимание мира как сложного, многокачественного, в неразрывной связи количественных и качественных характеристик, в котором мелкие, вначале незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь на какой-то ступени нарушают меру предмета, явления и вызывают коренные, качественные изменения. Подытоживая необходимо отметить, что:

1. В философии качеством называется то, что характерно для данной вещи, что отличает ее от других вещей, т. е. совокупность существенных, определяющих свойств предметов и явлений.

2. Под количеством понимается величина предметов (размер, объем, вес, форма), а также отношения «больше-меньше» и др..

3. Количество и качество характеризуют предметы с разных сторон. Но они диалектически связаны. Их единство есть мера.

4. Диалектика утверждает, что развитие совершается путем перехода количественных изменений в качественные. Новое качество появляется не на пустом месте. Сначала в рамках старого качества происходит накопление мелких, незаметных количественных изменений. До определенного момента они не оказывают заметного влияния на старое качество. Однако наступает такой период, когда количественные изменения превращаются в качественные. Этот переход называется скачок.

Закон отрицания отрицания (диалектическое отрицание) тесно связан с другими законами диалектики. Однако, он имеет свои особенности.

Он отражает закономерный процесс обновления, смены старого качества новым, результат саморазвития объекта, т. е. он отражает наиболее общие черты прогрессивного развития.

Категория «отрицания» обозначает разрушение «уничтожение» старого предмета, превращение его в другой. Но это уничтожение открывает простор для нового развития. Отрицание охватывает момент разрушения противоречий и становление нового единства, нового качества.

Отрицание отрицания (двойное отрицание) указывает на повтор в процессе развития, но на новой, более высокой основе.

Таким образом, переход от старого качества к новому, возникновение нового всегда происходит на основе достигнутого ранее. Новое в своем развитии всегда опирается на то, что было сделано ранее и поднимается выше, являясь более высокой ступенью по сравнению со старым. Это обуславливает поступательный характер развития. Если диалектическое отрицание характерно лишь для процессов прогрессивного развития, то недиалектическое отрицание, т. е. разрушение старого и возникновение нового качества, присуще любому процессу развития и движению вообще. Это отрицание не ведет к возникновению высшего из низшего, а лишь обеспечивает движение системы в пределах одного уровня сложности или ее деградацию (размол зерна, гибель человека в дорожно-транспортном происшествии и т. д.).

Итак, закон отрицания отрицания вскрывает диалектику связи нового со старым, которая проявляется в следующем:

1) указывается направленность развития;

2) преемственность (невозможность возникновения нового изолировано от старого);

3) поступательность;

4) повторяемость (но на более высоком уровне);

5) необратимость;

6) неодолимость нового в развитии.

Действие закона отрицания отрицания превращает основную линию отношений меры в спираль, каждый виток которой лежит выше предыдущего, но в тоже время над ним, отражая момент тождество прошлого и будущего. Развитие носит спиралеобразный характер. Для любого развития это обусловлено единством цикличности и необратимости, для прогрессивного развития – действием закона отрицания отрицания.