Прежде чем перейдем к изложению данного вопроса, обратим внимание вот на какой момент. Любая студенческая группа есть довольно сложное образование. На первый взгляд, у студентов много общего: возраст, одежда, манера поведения, любимая музыка, интересы, темы для разговора и проч. Но если внимательно присмотреться к ним, то можно заметить подчас и существенные различия. Главное состоит в том, что у каждого студента – свой путь жизни. Поэтому студентов в группе можно условно разделить на две подгруппы. К одной следует отнести тех, у кого жизнь сложилась достаточно гладко: они выросли в полной семье, живы родители, бабушки, дедушки, дом – «полная чаша», есть друзья, любимый человек, есть взаимопонимание с близкими людьми и т. д. К сожалению, люди не ценят этого. Они думают, что так должно быть у всех и всегда. Увы, это не так. Далеко не у всех и всегда это есть. Это – великое счастье, если жизнь сложилась удачно. Поэтому нужно ценить и хранить то доброе, что есть в жизни человека. К другой подгруппе можно отнести тех, кто в жизни столкнулся с утратами, потерями: выросли в неполной семье, умерли родственники, человек потерял друга, столкнулся с предательством, изменой, вопиющей несправедливостью. В этой ситуации человек мог ожесточиться, потерять веру в любовь, разочароваться в людях. И, задавая себе вопросы: почему это произошло, можно ли что-то изменить к лучшему в жизни, – он, не ведая того сам, вступал в «мир философии». Философия, как раз и призвана дать ответы на те вопросы, которые ставит перед человеком жизнь. Поэтому философия не есть абстрактное знание, существующее ради себя самого, а есть знание, помогающее человеку на пути его жизни.

После этого замечания перейдем к подробному изучению философии под углом зрения проблем человека.

Согласно легенде, первым, кто употребил слово «философ», был Пифагор. Легенда гласит, что некто Леонт спросил Пифагора, кто он такой. Пифагор ответил, что у него нет определенной профессии, он – философ. «Философ?! – удивленно переспросил Леонт, – а что это такое?» Пифагор подумал и сказал: «Жизнь подобна Олимпийским играм. Одни приходят на них состязаться, другие – торговать, а третьи, самые счастливые, – наслаждаться зрелищем. Вот эти, последние, и есть философы». История умалчивает, насколько остался доволен ответом Пифагора Леонт, но это – одно из первых толкований философии.

Что же означает слово «философия»? В переводе с греческого «философия» – это любовь к мудрости, любомудрие. Конечно, определить значение слова – это уже сделать серьезный шаг к пониманию того, что есть философия. Но это лишь первый шаг, предполагающий следующий: выяснение смысла философии как области теоретического знания.

Все многообразие суждений о том, что есть философия, можно свести к двум основным подходам.

Первый восходит к древнегреческому мыслителю Платону. Согласно ему, философия помогает понять действительную сущность вещей, выявляя обманчивость зрения, слуха и других чувств. Философия, согласно Платону, есть умозрение, т. е. зрение с помощью ума. Она позволяет увидеть то, что не видно глазу, но что есть в реальности. Скажем, что есть человек? Опираясь на информацию, полученную с помощью органов чувств, можно сказать, что человек есть существо, обладающее телом, перемещающимся в пространстве и совершающим какие-то действия, передающим информацию с помощью слова и предмета. Все это так. Но человек есть не только телесное существо, но и духовное образование. Поэтому человек есть двойственное существо. Он есть точка пересечения двух миров – природного и духовного. Более того, человек есть арена борьбы телесного и духовного. Именно в человеке проходит линия борьбы плотского и духовного начал. К таким выводам приходит философия. Она помогает «увидеть» в человеке то, что не видно глазу. В этом ее ценность.

В русле этого подхода высказывались многие другие мыслители. Всех их объединяло одно общее в понимании философии: она рассматривалась как форма познания, вбирающая в себя все богатство знаний и помогающая человеку понять тот мир, в котором он живет. Такое понимание вполне правомерно. Однако нельзя не заметить, что в данном случае философия предстает как нечто «внешнее» по отношению к отдельному человеку. Есть отдельный человек, но есть и философия как система знаний, способ постижения истины. Только приобщаясь к философии, человек начинает понимать подлинную сущность вещей. При этом не каждый человек может стать философом, а только тот, кто постигает премудрости философского знания.

Второй подход к пониманию философии связан прежде всего с именем английского мыслителя Томаса Гоббса. Согласно ему, философия есть скорее естественный человеческий разум, ибо «каждый в известной мере рассуждает о каких-нибудь вещах»[1]. Сходную позицию отстаивал русский философ П. Л. Лавров. Он писал: «Философия есть нечто весьма обыденное, нечто до такой степени неразделенное с нашим существом, что мы философствуем не учась, при каждом произносимом слове... »[2].

Ценность второго подхода заключается в том, что он фиксирует внимание на неразрывности человека и философии. Философия присуща человеку. Есть человек – и значит, есть философ. Поэтому бессмысленно уходить от философии. Человек прирожден быть философом. Из сказанного следует, что все студенты, любой специальности есть люди, следовательно, они есть философы. Это нужно знать, чтобы отнестись к себе как философам. Ведь знание делает человека тем, о чем он знает. Чтобы проникнуться важностью данного положения, обратимся к примеру.

Скажем, любовь. Она есть чувство, которое возникает самопроизвольно. Нельзя прогнозировать любовь («Любовь нечаянно нагрянет…»), но ее можно сохранить, если она возникла. Но как сохранить любовь? Здесь нам помогает знание «формулы любви», которая включает в себя пять основных элементов: внимание, уважение, забота, ответственность и нежность. В самом деле, любви не бывает без внимания. Для того чтобы полюбить другого, нужно для начала обратить на него внимание. Но, даже полюбив, человек должен продолжать делать знаки внимания любимому. Так, если девушка сделала новую стрижку, то молодой человек должен заметить это и восхититься ее новой прической, ведь она это сделала для него. Уважение – это основа в отношениях любящих. Причем уважение должно быть не только в делах, но и словах, и мыслях. Любящий не может усомниться в предмете своей любви. Иначе это приведет к ее разрушению. Забота – важнейшая составляющая любви. Разве можно представить себе ситуацию, когда идет дождь, холодно, а девушка стоит под дождем в топике и мокнет, тогда как ее молодой человек – в куртке, под зонтом. Если такое имеет место, то можно со всей определенностью сказать, что он ее не любит. Любящий отдаст свою куртку, зонт, лишь бы любимой было хорошо. Ответственность в любви столь же необходима. Любящий просто не может безответственно поступать с любимой: в беде и радости он всегда должен быть рядом. Наконец, нежность. Без нее нет и не может быть любви. Причем нежность должна быть не только в делах, но и словах. Не случайно в русском языке есть уменьшительно ласкательные суффиксы, которые помогают выразить особую нежность к предмету своей страсти: Леночка, Полечка.

Итак, знание «формулы любви» помогает сохранить возникшую любовь. В свою очередь, знание того, что каждый человек есть философ, помогает отнестись к себе как мыслителю, для которого изучение философии есть одно из важных дел его жизни.

Однако вернемся к двум основным подходам к пониманию философии. Какому из них отдать предпочтение предпочесть? Очевидно, что точка зрения Платона заслуживает внимания. Она указывает на важную составляющую философии – постижение сущности мира. Однако прав и Гоббс, который подчеркивал неразрывную связь философии и человека. Если в каждом из названных подходов есть позитивные моменты, то их необходимо синтезировать и включить в определение философии.

Своеобразным обобщением может быть следующее определение философии: философия есть способ осознания человеком самого себя и мира в целом, есть форма постижения наиболее общих законов развития бытия.

У философии и науки есть много общего. Они принадлежат к теоретическому сознанию, стремятся постигнуть мир и законы его существования, дойти до глубинной сущности вещей и причин мироздания, оперируют понятиями, категориями, выстраивают систему доказательства.

Однако философия отличается о науки рядом моментов. Во-первых, наука ориентируется на эмпирическое исследование и объяснение его данных. Философия же выходит за рамки эмпирического опыта, говоря о том, какими должны быть вещи. Во-вторых, наука воздерживается от ценностных суждений. Философия же прибегает к ценностным суждениям, обращая внимание на содержание живого переживания.