Экзистенциализм – одно из ведущих философских направлений ХХ века. Свое название оно берет от латинского слова «экзистенция», что означает «существование». Термин «экзистенция» ввел в научный оборот датский философ Кьеркегор. Экзистенциализм – это философия существования человека. Ее яркими представителями были Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Карл Ясперс и др.

Они исходили из того, что человек не определяется никакой шкалой. Имеет значение только существование человека, причем существование «здесь и теперь». Отсюда ставилась и задача философии: анализ наличного бытия человека, застигнутого «здесь и теперь», в непроизвольной сиюминутности переживаний.

Однако человек не только живет и переживает свое существование. Он еще сознает свое существование. Человек может сказать: «Я есть». Поэтому человек выступает как самопознающее бытие, т. е. бытие, которое познает самое себя.

Проблема бытия – важнейшая в экзистенциализме. Применительно к человеку бытие имеет свою специфику. По Хайдеггеру, она состоит в том, что человек не просто бытийствует, он всегда находится в каком-то пространстве: сначала в чреве матери, затем в природе, в обществе и т. п. Поэтому бытие человека есть «бытие-в». В силу этого всегда важно анализировать ту среду, в которой находится человек «здесь» и «теперь». Эта среда оказывает воздействие на его существование.

Далее. Бытие-в – не единственное отличие человеческого бытия. Оно всегда есть еще «бытие-с-другим», т. е. со-бытие. Благодаря другому мы приходим в мир, живем, формируемся. Вследствие этого всегда важно учитывать то влияние, которое оказывает окружение на человека. На Руси говорили так: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Вместе с тем в экзистенциализме указывалось, что человек живет в зыбком и неустойчивом мире. Он постоянно находится в ситуации выбора, или, как говорил Ясперс, – «пограничной ситуации». «Пограничная ситуация» – это ситуация надлома привычного течения жизни, изменения или приостановления ее хода. Ярким проявлением пограничной ситуации является смерть. Не случайно тема смерти как абсолютной границы любых человеческих начинаний занимает в экзистенциализме важнейшее место. При этом бытие человека полагается как бытие к смерти. Поэтому человек не должен убегать от сознания своей смертности. Напротив, сознание смертности должно быть напоминанием человеку о его конечности. В момент смерти «завеса бытия несколько приподнимается»[, и человек начинает понимать действительное положение вещей.

Смерть – не единственное предельное обстоятельство. В своей жизни человек постоянно попадает в затруднительные ситуации. Именно «пограничные ситуации» ставят человека перед необходимостью выбора. Человек должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности. Это дало основание Сартру сказать, что человек сам себя выбирает. Это – важное положение. Если человек себя выбирает, то его путь жизни есть во многом результат его выбора. Поэтому, если человеку что-то не нравится в собственной жизни, то он должен знать, что именно он есть главная причина тому. Вследствие этого только от самого человека зависит, какой будет его жизнь. Он должен сделать новый выбор и изменить свою жизнь к лучшему.

Данное положение несет в себе мощный гуманистический заряд. Только от человека зависит, каким он будет. Сделанный выбор – это воля человека в действии. Но это именно воля человека, который сам выбирает свой путь.

Между тем экзистенциализм обращает большое внимание на уникальность каждого человека. «Экзистенция» выражает единственность, неповторимость, уникальность каждого человека и его судьбы»[. Это положение важно для практики жизни. Например, если все люди уникальны и неповторимы, то неудивительно, что они зачастую не понимают друг друга. Чудо – в том, что разные люди вдруг начинают слышать и понимать друг друга. Это нужно ценить. Другой важный аспект. Если каждый человек индивидуален и неповторим, то такого, как он, никогда не было, нет и не будет. Поэтому нужно беречь себя, других людей. Потеря каждого человека невосполнима. Пойдем дальше.

С точки зрения экзистенциализма, человек есть свобода. Человек свободен именно потому, что он не определяется никакой «природой». Только от самого человека, как мы выяснили, зависит, каким он будет. Причем, человек свободен совершенно. Его свобода сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности выбирать. Делая выбор, человек реализует себя в качестве свободного существа.

Отсюда делался вывод о том, что человек должен полагаться на самого себя. Никакие внешние указания, мнения авторитетов не должны быть для человека обязательными. Только сам человек может для себя решить, как ему быть. Не случайно Сартр стал одним из вдохновителей студенческого движения 1968 года.

Таким образом, экзистенциализм не только обратил свой взор к человеку, но и помог ему лучше осознать многие важные грани его бытия. Он акцентировал внимание на таких важных вопросах, как уникальность каждой личности, ее свободе, важности выбора своего жизненного пути. Человек предстал как самопознающее и самореализующееся существо, которое есть причина самого себя.

Человек как становящееся и саморазвивающееся существо должен прислушаться к себе и построить свою жизнь сам. При этом важно знать, что первичным является существование человека. Существуя на земле, человек обретает свою сущность, а значит – самого себя.

Сказанное позволяет глубже и точнее понять слова Сартра о том, что экзистенциализм – это гуманизм[. Действительно, экзистенциализм – это философия, которая стремится помочь человеку на его жизненном пути. В жизни бывает разное, но человек должен знать, что только он сам может сделать свою жизнь. Человек всегда должен полагаться на самого себя. В этом кроется одна из мудростей жизни.