В славной плеяде древнегреческих мыслителей имя Платона занимает достойное место. Платон – выходец из афинского аристократического рода. Как и все знатные афиняне, он в юности изучал грамматику, математику, занимался гимнастикой и музыкой, писал стихи. Его жизнь текла размеренно и неторопливо. Но этой безмятежности неожиданно пришел конец. В своем родном городе, в Афинах, Платон встретил Сократа. Эта встреча произвела на него огромное впечатление. Послушав Сократа, Платон решил посвятить себя философии. Рядом с Сократом он был до самой его смерти. После казни Сократа Платон покинул Афины. В свой родной город он вернулся, спустя несколько лет, и открыл собственную школу. Поскольку школа находилась в роще, названной в честь древнего героя Академа, ее стали называть академией, а учеников школы Платона – академиками. Академия открылась в 386 г. до н. э. и просуществовала до 529 г. н. э.. Примечательно, что Платон открыл свою школу в сорокалетнем возрасте. Для греков 40 лет – возраст акмэ – это время политического и творческого расцвета. Только по достижении этого возраста мужчина мог заниматься политической деятельностью.

Что же нового принес Платон в философию? Самое важное в учении Платона – это открытие мира идей. Платон обратил внимание на тот факт, что существуют не только вещи, но и идеи вещей. Так, есть вода, которую люди пьют в жаркий летний полдень и которой поливают оливы. Но есть и слово «вода», которым называют воду. Следовательно, наряду с водой как таковой существует и идея воды.

Вода и идея воды не одно и то же. Вода может испариться или замерзнуть, а идея воды не замерзнет и не испарится. Значит, делает вывод Платон, идея воды важнее самой воды. Придя к этой мысли, Платон попытался понять природу, своеобразие и назначение мира идей. В этом отношении его философия во многом интересна. Так, в частности, было обращено внимание на то, что идея вещи заключает в себе смысл вещи. Для того чтобы отличить одну вещь от другой, следует ответить на вопрос: что есть данная вещь? «Идея вещи как раз и является ответом на вопрос, что такое данная вещь”.

Идея вещи невещественна. Она обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием. Идеи принадлежат некому идеальному миру, который находится на небе. По Платону, идеальный мир вечен и неизменен. Идея не рождается и не умирает, она есть вечное образование. Идей столько же, сколько вещей и явлений.

Для Платона мир идей – это реальность, которую следует понять. Только познав мир идей, можно преобразовать мир вещей. Мыслитель полагал, что достаточно правильно созерцать идеи и последовательно воплощать их в жизнь, как сама жизнь изменится к лучшему. Показательна в этом отношении концепция «идеального государства». Согласно Платону, «идеальное государство» есть реализация правильных идей. Нужно найти правильные идеи и воплотить их в жизнь, и государство станет идеальным.

По мнению Платона, познание мира идей доступно лишь философам. Поэтому во главе государства он поставил философов. Платон писал: «Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия... до тех пор... государствам не избавиться от зол».

Идеальный мир Платона противостоял земному миру не только как абстрактное – конкретному, но как благое – злому. Поэтому идеей всех идей у Платона выступала идея блага. Так, философ писал: «Идея блага – вот это самое важное знание, через нее становятся пригодными и полезными справедливость и все остальное». При этом идея блага выступала источником истины, гармонии и красоты. Можно сказать, что идея блага венчала собою пирамиду идей Платона.

Наряду с этой идеей у Платона важна идея упорядочения жизни человека. «Достоинство каждой вещи, – писал он, – это слаженность и упорядоченность... Значит и душа, в которой есть порядок, лучше беспорядочной... Но душа, в которой есть порядок, – это умеренная душа?.. А умеренная – это воздержанная?.. Значит, воздержанную душу надо считать хорошей...». Отсюда Платоном был сделан общий вывод о том, что «тот, кто желает быть счастливым, пусть приучает себя к воздержанности, пусть стремится к ней, а от разнузданности каждому из нас надо бежать со всех ног...». Данное положение «схватывает» суть проблемы. Ведь очевидно, что человек, идущий на поводу своих желаний, по существу, идет путем страсти. Страсть руководит человеком, берет его в полон. Он попадает в зависимость от нее. Чтобы стать господином самого себя, необходимо контролировать свои желания, как бы сепарировать их, оставляя разумные и отбрасывая неразумные. Упорядочение желаний – путь к благополучной жизни.

Сказанное позволяет сделать общий вывод: философия Платона стала новым словом в европейской мысли. Платон не только обратил свой взор к миру идей, сделав их предметом своего изучения, но и показал их роль в формировании своей жизни.