История общества не мыслима вне жизни, деятельности и поступков людей. История созидается людьми и, следовательно, деятельность отдельного человека не может не иметь в ней значения. Поэтому, каждый из людей, будучи личностью, может участвовать в «творении» Истории. Для характеристики места человека в историческом процессе в философии и других гуманитарных науках широкое использование получили понятия: «индивид», «индивидуальность», «личность». Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» не тождественны, но генетически взаимосвязаны и их нельзя резко противопоставлять друг другу. Данные понятия выступают синонимами при обозначении единичных субъектов познания и деятельности в обществе.

Понятие «индивид» есть отдельное проявление общего понятия «человек». Каждому индивиду присущи все родовые свойства человека как разумно-сознательного существа, не только творящего историю, но и делающего окружающую действительность и самого себя предметом своей рефлексии.

Индивид экземплярен, поскольку он всегда есть один из многих людей вообще и, напротив, несводимость каждого отдельного человека к его социальным, психологическим и биологическим чертам вообще фиксируется в понятиях «индивидуальность» и «личность». По смыслу эти понятия весьма близки. Личность всегда индивидуальна, что многогранно проявляется в ее способности быть ответственным за свой персональный облик. Но одновременно между данными научными терминами имеется и различие. В индивидуальности проявляется и раскрывается специфика личности. В индивидуальности наиболее ярко и четко выражены особенности индивидуального бытия конкретного человека, его самобытность. В личности обращается внимание на самостоятельность людей, на выполняемые ими общественные функции. Понятие «личность» - это действительность индивида на определенном этапе исторического развития общества в пределах пространственно-временных рамок его существования.

Понятие «индивидуальность» концентрирует внимание на особенном, своеобразном, на том, что отличает индивида от ему подобных представителей человеческого рода. Понятие же «личность» фиксирует главным образом наличие у человеческого индивида сознательно-волевого начала, т. е. собственно социального качества.

Личность - это целостность реального человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. В этой связи, небезынтересно отметить, что в европейских языках понятие «личность» ведет свое происхождение от латинского слова «персона», означавшее маску, которую одевали греческие актеры, исполняя определенную для каждой из них роли. Русские слова «личина», «личность» также имеют этот корень.

Главное в содержании этих понятий есть представления об общественной роли человека как целостного существа. «Персона», «личина», «личность» - характеризует то, как конкретный человек представляет себе мир, как он к нему и другим людям относится. Можно сказать - это все то, что раскрывает основное в содержании индивидуального стиля жизнедеятельности.

Человек, будучи личностью, вбирает в себя и выражает в своих действиях и поступках все многообразие общественных связей и отношений. Личность в реальной жизни выступает в качестве субъекта познания, труда и общения. Право называться личностью индивид заслуживает тогда, когда он ясно осознает свои потребности и мотивы своей деятельности, умеет их контролировать и направлять, подчиняя единой, собственно выбранной и четко осмысленной стратегии жизненного пути. Осмысленность, целенаправленное поведение и делает индивида субъектом различных форм общественно-практической деятельности: познания, труда и общения.

Необходимое условие жизни человека з обществе - быть личностью. Для каждого взятого в отдельности человека - это трудное и чрезвычайно ответственное условие самостоятельной жизни. Философски обобщенное представление о такой стратегической линии жизненного поведения раскрыто И. Кантом через понятия: «самодисциплина», «самообладание», «способность быть господином себе самому», «умение мыслить собственным умом». Быть единым с обществом, жить его проблемами и одновременно быть независимым от него в выборе собственного жизненного пути - искусство, определяющее процесс формирования и деятельности личности.

Общественные связи между людьми складываются на выполняемых ими функций (родитель, дети, директор, рабочий, ректор, студент и т. д.). Многообразие выполняемых личностью социальных функций и соответствующих им образов поведения составляет содержание ее общественного значения.

О конкретном человеке говорят «компетентный работник», «профессиональный управленец (менеджер)», «заботливый отец», «прилежный студент» и т. д. Эта функциональная характеристика людей находит свое обоснование в ролевой концепции личности. Следует лишь подчеркнуть, что социальные роли не заданы человеческому индивиду от рождения. Динамика, темп и ритм общественной жизни имеют в формировании и развитии личности существенное звучание. Однако, при этом следует помнить, что реально живущий человек является и автором и актером исполняемой им пьесы, содержание и действие которой осуществляются в ходе его общения (жизни) с другими людьми. «Индивидуум, - писал А. Адлер, - и картина и художник. Он художник своей собственной личности».

Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с происхождением, полом, возрастом, профессий, семейным положением, формой общественно-практической деятельности есть понятие социального статуса личности. В границах социального статуса реализуется человек, формируется его личность. В конкретном формировании ее социального статуса сегодня определяющее значение имеет уровень образования, квалификации. Именно эти качества наряду с индивидуальными способностями помогают личности преодолеть неравенство стартовых позиций, объективно обусловленных и имеющихся от рождения (принадлежность к социальному слою, этносу, расе и др.) в ходе общественного развития. Возможность для личности в ходе жизни изменить свой социальный статус и является социальной мобильностью.

Для характеристики жизненного пути личности существенно понятие «престижа». «Престиж» - это оценка позиций, приобретенных личностью в обществе. Стремление овладеть престижной профессией, получить соответствующую должность занимает у многих людей доминирующее место в иерархии субъективных мотивов, детерминирующих деятельность личности.

Для современного человека - это желание получить диплом менеджера, стать бизнесменом, акционером и т. п. Однако для успеха в выполнении определенной социальной роли одной престижности недостаточно, ибо необходимая составляющая успеха - авторитетность. Авторитет - это признание у личности наличия индивидуальных и деловых качеств, позволяющих быть лидером в соответствующем виде деятельности. Например, для управленческой деятельности любого ранга (федеральной, региональной, муниципальной) существенна власть авторитета, а не един формальный авторитет власти. К сожалению, в жизни, зачастую, наблюдаем явления, когда личность стремится во что бы то ни стало занять лишь престижную должность безотносительно к судьбе реализации своих индивидуальных потенций развития. Й получается вопреки известной латинской пословице: место красит человека, а не человек место.

Более глубинную, всестороннюю характеристику внутреннего мира человека в философии содержит сущностная концепция личности, в которой центральное место занимает связь человека и общества (Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс и др.). В этом аспекте личность рассматривается в качестве субъекта познания и изменения мира, созидателя (творца) материальных, духовных, культурных ценностей на Земле и в Космосе. Свойства личности понимаются как производное от общественной жизнедеятельности и проясненного, самосознающего себя разума.

Для реализации человеческих потенций в процессе формирования и развития личности безусловно большое значение имеют природные, телесные, биологические, нейродинамиче - ские задатки, генофонд человека. Так у однояйцовых близнецов, для которых характерна полная идентичность наследственных признаков, вдвое чаще (72 против 34 встречаются случаи сходного социального или асоциального поведения (Амебах, Генетика. М., 1966, с. 178). Биологическое, входя в структуру личности, очеловечивается, выступает как социально - значимое качество. Последнее в решающей степени зависит от контекста исторического времени жизни, поля действия отдельного человека, а также от его социального статуса.

Проблема соотношения социального и биологического включает в себя важнейшие вопросы эволюции биосферы нашей планеты, стихийного и разумного регулирования отношений человека и природы, генетического и прижизненного развития человека. Все это составляет основу теории человека и подлежит анализу и интеграции в аспекте внутреннего единства, взаимосвязи и противоречий социального и биологического факторов.

Сфера распространения и эволюции жизни - биосфера существует более двух миллиардов лет. Эволюция человека в пределах биосферы проходит стадии био и антропогенеза. В процессе дальнейшего становления человека вступает в действие другой тип эволюции, основанный на передаче от одного поколения к другому приобретенного исторического опыта, техники, знания, культуры и образа жизни. (Это - механизм социального наследования).

Постепенно человеческое общество становится в биосфере могущественным фактором, изменяющим с возрастающей быстротой как структуру самих основ биосферы, так и свою собственную биологическую и социальную природу. Таким образом, человек, будучи объектом и вершиной эволюции биологического и социального миров, постепенно становится субъектом и ведущим фактором преобразования своей среды и всех форм жизни на Земле.

Позднейшее преобладающее развитие социального не вытеснило биологическое. Биологические закономерности сохранили свою природу так же, как химические и физические уровни развития материи.

Успехи современной генетики придали вопросу о соотношении наследственного и приобретенного в психическом развитии личности острый дискуссионный характер.

Дискуссии о взаимосвязи наследственного, врожденного и приобретенного в психическом развитии личности многократно повторялись с различными вариациями в зависимости от уровня развития биологических, психологических и социальных научных дисциплин.

Благодаря успехам современной генетики, нейрофизиологии и психологии постижение данной проблемы в значительной степени продвинулось вперед. Однако она по-прежиему вызывает обсуждения остро полемического характера.

Известно, что любое внешнее воздействие определяет психическое явление и соответствующее поведение лишь опосредствованно, через индивидуальные свойства личности, и поэтому эффект каждого воздействия извне обусловливается историей развития личности. С. Л. Рубинштейн, развивая проблему соотношения внешнего и внутреннего, указывал, что чем выше мы поднимаемся от неорганической природы к органической, от живых существ к человеку, тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним.

Еще в конце 50-х годов в отечественной философии и психологии велись жаркие дискуссии по вопросу о соотношении внешних (социальных) и внутренних (биологически унаследованных) условий, определяющих динамику психического процесса. Высказывались мнения, что человеку присущи природные задатки, которые «безлики» и «неспецифичны» по отношению к исторически возникшим видам человеческой деятельности. Что же касается «специфически человеческих способностей», то они формируются лишь в индивидуальном онтогенетическом, а не наследственном развитии. Доминировала также мысль, что представление о том, что способности человека строятся лишь извне, было бы очевидно несостоятельным. Трудно защищать мысль о наличии у человека человеческих и нечеловеческих способностей. В человеке - если он в самом деле человек - все человечно.

Современная гуманитаристика уже и не сомневается, что если в наследственных задатках вовсе нет ничего специфически человеческого, социального, которое затем привносится извне, и если новорожденный появляется на свет, имея задатки только к чисто биологическим, не специфически человеческим способностям, то неизбежен вывод, что он рождается не человеком, а чем-то вроде животного.

Мы полагаем, что человек с момента своего рождения является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием человеческого филогенеза. Он, прежде всего, обнаруживает биологическую готовность в своем онтогенетическом становлении усваивать культурно-исторические достижения общества.

Детство является порождением эволюции и этапом реализации унаследованных задатков человеческой личности. Общеизвестно, что у низших животных период детства почти отсутствует. Чем выше на эволюционной лестнице находится вид животного, тем длительнее у него детство. Немощность, беззащитность и бедность возможностей ребенка является генетическим условием его последующего богатства.

Процесс формирования личности в раннем периоде жизни детей совершается настолько легко, быстро и эффективно, что производит впечатление спонтанного развертывания. Это еще раз подтверждает наличие у них сугубо человеческих биологических задатков, которые реализуются под непрерывным воздействием социальной среды.

Конечно, пространство и время свободного действия отдельной личности невелико, но возможность ее влияния на социальные процессы зависит, в первую очередь, от социального статуса личности. Процесс приобретения статуса и усвоения общественных черт, опыта требований и норм деятельности и поведения доминирует в ходе воспроизведения человека, реализации его как личности. В сущности процесс формирования личности является процессом социализации человеческого индивида. Данный процесс происходит для каждого из людей в конкретно-реальных, уникально-неповторимых обстоятельствах жизни, оказывает соответствующее влияние и воздействие на формирование внутреннего мира личности.

Сам ход социализации, когда каждый индивид выполняет несколько ролей, не возможен без продуктивной активности человека - регулярной корректировки его действий и поступков, путем ориентации на культурный идеал личности, выработанный определенной социальной группой исторически конкретного общества (сословный, возрастной, профессиональный и т. д.).

Процесс социализации исторически обусловлен. Это выражается в том, что в результате его образуются не какие-то абстрактные социальные качества человека, а те конкретно - исторические черты личности, которые необходимы ей для функционирования в конкретном обществе. Цель процесса социализации - индивидуальная, а точнее индивидная, гармония с надындивидуальной системой социальных коммуникаций. Тотальное большинство социальных взаимодействий предполагает реализацию социально-ролевых ожиданий субъектов этих взаимодействий. Как это не грустно, индивидуальность фактически не востребована в социальных контактах, наоборот - востребована адекватность групповым характеристикам, качествам и стандартам. Больной, вызвав врача, пребывает в социальном ожидании того, что тот идентичен технологическим стандартам качества своей социальной группы; его не интересует, любит ли врач французскую кухню или литературу (или сотни иных ингредиентов палитры индивидуальности). Необходимо ясно осознать, что вся система социальных норм (и правовых и моральных) ориентирована на то, чтобы «загнать» индивидуальность в групповой стандарт. По сути, весь нормативный пресс общества есть насилие над индивидуальностью. Например, все студенты должна сидеть во время лекции. А может быть кто-то, более эффективно воспринимает материал, лежа или стоя на голове. Но социальная норма группового бытия диктует всем единый, а значит надындивидуальный стандарт поведения. Поэтому, социализация, избирая объектом индивида и созидая личность, реализует групповой интерес и общественную потребность. Социализация созидает технологичную индивидуальность, осознающую пределы и границы ролевых отклонений (девиаций). Технологичность индивидуальности проявляется, однако, и в том, чтобы уметь пользоваться обществом, удовлетворяя тысячи своих потребностей. Социализация предлагает нормативные ключи от общественных кладовых. От общества можно получить все, пройдя по технологической цепочке нормативных условий доступа. В конце концов, и сами нормы - не насилие ради насилия. Предлагая нормы, общество не куражится над индивидуальностью, а предлагает свой технологический опыт. Любая норма - результат поиска наиболее эффективных технологий достижения того или иного результата. Скажем, уже помянутое, положение «лежа» на лекции - менее эффективно при конспектировании, чем классическое

Социализация - это не только становление законченности и зрелости личностных черт, но также развитие и модификация зрелых форм социальности в ходе включения ее в систему новых связей и зависимостей. Социализация вершится всю жизнь, совершенствуя технологичность индивида, если это востребовано, т. е. выступает источником и результатом социальных изменений.

Еще одним необходимым моментом социальных изменений в жизнедеятельности человеческих индивидов является развитие способности самооценки. Появление самооценки свидетельствует о формировании рефлексии и становлении самосознания у индивидов. Обычно появление черт личностного поведения психологи и философы относят к 2 - 3-летнему - возрасту детей, когда они могут самостоятельно осуществить свои действия и жить а ситуации свободного выбора. С этой точки зрения становится понятной и мысль ряда ученых о том, что личность является ничем иным, как самосознанием человека (Л. С. Выготский, К. К. Платонов и др.).

Отражение индивидом себя в качестве субъекта сознательно - самостоятельной деятельности - есть духовная сторона человеческого «Я». Целостное человеческое «Я», как уровень социальной регуляции, есть единство отражения и понимание духовной и телесной стороны своего «Я». «Я», будучи психосоциальным ядром личности, образовано ансамблем наследственных признаков, биогенетических задатков и воздействия общественной макро-микросреды, социальных условий, политико-правовых, нравственных норм и регулятивов.

«Я» - есть такой элемент структуры личности, который определяет сферу мотивов и способ соотнесения ее интересов с общественными, меру притязаний, основу формирования ценностных ориентации, нравственных принципов и жизненных целей поведения. Отсутствие смысла жизни - есть тяжелейшее состояние личности. Для сохранения душевного равновесия человеку нужна какая-то цель в жизни, которую он считает высшей, и гордость, что он трудится ради ее осуществления.

Включение личности в процесс поиска смысла жизни означает дальнейшее расширение и уточнение ее мировоззренческой и морально - практической ориентированности в мире и в самой себе. Именно с учетом денного обстоятельства можно сделать вывод о том, что с феноменом «Я» связано функционирование духовно-смыслового и регулятиано-прогнозирующего центра личности. Утрата личностного смысла жизни отдельными людьми - типичная черта, присущая кризисным этапам исторического развития. Личности трудно найти позитивный смысл существования из-за разрушения старых ценностей, изменения отживших культурных ценностей, традиций, формирования нового общественного опыта. Смысл жизни нельзя придумать, изобрести, его нужно найти, он существует объективно вне человека.

Противоречие, диссонанс, который существует между человеческим «Я» и внешним смыслом - здоровое состояние психики. Человек обязан найти и осуществить этот смысл путем индивидуального выбора жизненного пути, ибо нет единого для всех людей смысла жизни.