Охарактеризовать состояние современной мировой философии - задача не простая, как это может показаться на первый взгляд. Исходным и бесспорным является то, что она выступает духовной квинтэссенцией противоречивого современного развития общества,„науки, человека.

Известны многочисленные высказывания классиков мировой философии о том, что философия является «душой культуры», охватывая мыслью эпоху, переживаемую человечеством. Такое понимание философии дает возможность учитывать в ее развитии, а также в анализе действительности все возможные аспекты и варианты мыслительного постижения бытия.

Классическая философская традиция строила свои философские системы исходя из убеждения, что разум есть важнейший инструмент преобразования мира, человека и общества. Знание и рациональное сознание провозглашались главной и решающей силой, призванной и способной разрешить все проблемы, которые встают перед человеком и человечеством. Однако, исторические коллизии второй половины XIX - начала. XX веков показывал не только мощь и силу разума, но и его слабости. В частности, немецкий философ А. Шопенгауэр объявляет разум фикцией и подвергает традиционный рационализм критике. На место разума, по его мнению, должна быть поставлена воля, которая родственна «неисповеданным силам» и независима от разума. Воля выражает собой «абсолютное хотение». «Абсолютное хотение», «абсолютная воля» пробивает брешь в традиционном рационализме и кладут первый камень в фундамент иррационалистических тенденций в развитии философского мышления XIX - начала XX вв.

XX век - время суровых испытаний как для социальных систем, так и для могучего и всесильного знания, духовно - нравственных принципов и ценностей. Эпоха проверяет «на прочность» цели и идеалы, которые Ставились предшествующими поколениями, которые провозглашаются в настоящие время и имеют под собой основательную философскую apгyментацию, Каким же образом современная мировая финиш выражала и выражает в мыслях сложную, противоречивую конфликтную и весьма динамичную эпоху, исторические рамки которой - конец XIX - начало XX вв. Какие главные идеи философии вышли на арену идейной борьбы и по каким основным направлениям шла их эволюция? С какими основными итотми и идейно-нравственными устремлениями современная филе софсжая мысль вступает в новое тысячелетие?

Анализ господствующих в современном мире философских систем, теорий необходимо не только для выявления и» содержательной стороны, определения исходных философски» оснований, показа их новаторства или консерватизма, истинности или ошибочности и несостоятельности, но и для развития самой философии. Необходимо отметить и признать, что в современной философии мы находим постановку вполне реальных и актуальных проблем.

Понятие «современная философия» многозначно по форме и по содержанию. Ее становление связано с той социальной действительностью и духовной ситуацией, которая складывалась во второй половине XIX в., когда Англия, а вслед за ней и другие страны Западной Европы и Северной Америки вступили в империалистический период развития капитализма (по марксистской периодизации истории) или в этап индустриального развития (периодизация истории, принятая в философии истории современных исследователей). В первой четверти XX в. в мировой философии сформировалось два конфронтирующих направления - материалистическое, представленное марксизмом, и идеалистическое, которое было неоднородным. Наиболее влиятельными на протяжении всего XX столетия были неопозитивизм, экзистенциализм и неотомизм.

Противоположность мировоззренческих и методологических позиций, различие социально-политических систем привели к идеологической конфронтации западной философии и философии марксизма, представляющего собой официальную идеологию в странах социалистической ориентации. Идеологическая целесообразность определяла и характер отношения марксизма ко всей мировой философии, которое сводилось к непримиримой борьбе с этой философией, к "разоблачению" ее

политической и идеологической сущности. Это приводило к принципиальному неприятию каких-либо идей западных философов как ненаучных и враждебных не только марксизму, но и всей классической философии. В чем же причина столь примитивного отношения "философского" ченной

Причин этих несколько. Во-первых, грубое метафизические разделение философии на научную и ненаучную или антинаучную. Единственно научной, развивающейся на "собственной" основе, провозглашалась марксистская диалектико - материалистическая философия. Антинаучной же считалась вся западная философия, идеологически называемая буржуазной. Даже идеи зарубежных философов-марксистов, в которых содержались те или иные отклонения от канонизированного понимания марксизма, начисто отвергались и становились объектом критики, а их авторы обвинялись в ренегатстве.

Во-вторых, упрощенное идеологизированное понимание основных положений марксистской философии. Философия превращалась в «науку», призванную комментировать общепринятые стереотипы. Часто одни и те же цитаты использовались для доказательства противоположных по своей сути положений. Сомнения, новации, ошибки расценивались как отступление от устоев марксизма. Естественно, эти авторы подвергались (именно авторы, а не их идеи) тотальной критике, за которой следовали оргвыводы.

В-третьих, авторитарность в разработке основных проблем философии, когда право определения актуальности проблем философии отдавалось одному «великому философу», стоящему у руля власти (от кафедры до государственного Олимпа), который «постиг» не только «азбучные истины», но и весь марксизм в целом.

В-четвертых, сведение философии к схоластической апологетике желаемого, часто мифологизированного, надуманного образа «реальной действительности». Для этого достаточным основанием «научности» было знание свода догм, требующих только веры, но ни в коей мере не сомнения.

Вера в исключительность собственной (отечественной) философии сформировала одностороннее отношение к современной мировой философии. А именно, единственной реакцией на нее может и должна быть разоблачающая критика, а любые попытки конструктивной критики официальной идеологии в свои) очередь подвергались критике. Трудно понять содержательное 11 такой критики, если она не выходила за собственные пределы и не достигала того, кто критиковался, так как работы советские философов мало переводились и издавались за рубежом. У на< же эта критика принималась на веру, так как источники критики были недоступны большинству философов-профессионалов. И результате мы оказались в самоизоляции от мировой философии, сподобившись бегуну, сошедшему с дистанции и ставшему сторонним наблюдателем событий, разворачивающихся на дистанции, именуемой мировой философией.

Поэтому, чем скорее философская наука выйдет из «идеологической зоны» сиюминутных политических пристрастий, тем шире будут возможности ее интеграции в современную мировую философию, а также постановки, разработки, обоснования философских проблем современности, не замутненных различного рода конъюнктурными поветриями.

Однако, необходимо отметить, что снятие идеологических ограничений привело, с одной стороны, к метафизическому отрицанию всего позитивного, что нашло отражение в марксистской философии и, с другой - "слепому" некритическому восприятию всего наследия новейшей философии Запада как лишь новаторские достижения философской мысли. При этом упускается из виду, что наряду с философскими новациями возникали и умирали величайшие заблуждения, само существование которых, естественно, способствовало дальнейшему развитую философии. Об этом свидетельствует многообразие философских направлений и школ и их недолгое существование и замена новыми.

Б 40-50-е гг. XX в. названные ранее направления продолжают господствовать в мировой философии и определять направленность философской рефлексии на проблемы науки и грядущей научно-технической революции, человеческой свободы и субъективности. Однако в этот период заметное влияние начинают оказывать феноменология, прагматизм и «диалектическая теология». Но эти направления появляются не сами по себе, а как результат противоречий, возникающих в недрах господствовавших основных философских течений новейшей философии.

Для 60-х гг. XX в. характерен выход на авансцену мировой философии таких направлений как социальная философия «Франфуртской школы», структурализма и философской антрепологии. В них также обнаруживается связь с основными идеями неопозитивизма, экзистенциализма. Скоротечность исторического времени, конечно же, сужает временные рамки существования вновь возникающих направлений. Так, крах «ультралевых» движений конца 60-х г. приводит к дискредитации прожектов лидеров «франфуртской школы социальной философии». Недолгое время господствовал и структурализм.

Для 70-90 г. XX века характерно распространение идей «критического рационализма», «философской герменевтики», французского ницшеанства под названием «новых левых». К перечисленным можно добавить феноменологию, а также аналитическую, историческую «постпозитивистскую» и неорационалистическую школы «философии науки».

Характеризуя состояние современной мировой философии, один из видных представителей «Франфуртской школы социальной философии» Юрген Хабермас в своим интервью, данном в мае 1989 г. в Москве, отмечал: "Характерные для нашего столетия философские движения утрачивают свои привычные очертания... Бросается в глаза скорее дифференциация прежних, чем образование новых направлений: Короче современная ситуация в философии менее ясна и определенна, чем в 50-е и 60-е г.» (Хабермас Ю. философ-диагност своего времени // Вопросы философии. 1989. №9. С. 80.).

Анализ содержания и социальной направленности основных философских течений характерных для XX столетия позволяет выявить позитивную роль их в разработке актуальных философских проблем, встающих перед человечеством в этот исторический период. В частности поучительны и важны поставленные неопозитивизмом проблемы логики и истории науки, языка и познания. Именно неопозитивизм привлек внимание теоретиков к философским функциям языка и его огромной роли в познании и человеческой практике, ориентировал на повышение требовательности к точности и определенности мышления. Им впервые поставлены существенные вопросы: о значении «значения», философской функции знаков, о формальнологической структуре современной науки. Особое значение эти идеи приобрели в условиях научно-технической революции и информационного взрыва, связанного с последней.

Другое влиятельное направление мировой философии XX в. - экзистенциализм - также оказал большое влияние на духовное состояние эпохи. Достаточно отметить, что в нем поставлен.1 проблема человеческой сущности и «нечеловеческого существования» в условиях XX в, - века социалистических революций, во ка двух мировых войн и длившейся более 40 лет «холодной войны», века катастрофических социально-экономических кризисов, века зарождения социализма и его насильственного уничтожения, века экологического кризиса. Все это не могло не вызвать к жизни философского осмысления проблем человеческой субъективности, свободы и ответственности человека, природы его отчуждения, а также проблемы гуманизма. Будучи по своей сути иррационалистическим направлением философии, экзистенциализм подверг суровой критике рационалистическую традицию в философии. Философы-экзистенциалисты одними из первых увидели отрицательные последствия безраздельного господства человека над стихийными силами природы. Уже саму постановку перечисленных проблем можно поставить в заслугу экзистенциализму как самому влиятельному направлению современной мировой философии.

На формирование духовной ситуации нашего времени определенное влияние оказала и религиозная философия, особенно неотомистского направления. В ней рассматривались проблемы веры и разума, науки и религии, вечности и неизменности нравственных ценностей, сформулированных в лоне религии.

Широкий спектр проблем, рассматриваемых современной мировой философией, их взаимопроникновение и взаимосвязь дают основание некоторым авторам для утверждения о том, что философия в традиционном смысле этого слова умерла. Так, один из ведущих неопозитивистов XX в. Б. Рассел отмечал, что философия в XX в. уподоблена королю Лиру, который раздал все свое богатство дочерям, а сам остался ни с чем, т. е. философия осталась без конкретного предмета анализа. Нечто подобное высказал и западногерманский философ О. Маркард: «Сперва философия была компетентна во всем, позднее компетентна в некоторых областях, и, наконец, философия сегодня компетентна лишь в одном, а именно в признании своей некомпетентности... Философия? Она кончилась: мы занимаемся философией после конца философии» (Цит,: Попов С. И. Буржуазная идеология на пороге XXI столетия М., 1988. С. 8).

Однако анализ состояния современной мировой философии и тех проблем, которые она рассматривает, позволяет определить и круг проблем, которые исследуются современной мировой философией. А они следующие:

а) проблемы методологии, логики и языка науки;

б) проблемы природы, сущности и существования человека в мире;

в) проблема философского обоснования истории, ее взаимосвязь и социокультурная детерминация;

г) проблемы научно-технической революции и их интерпретация в современной мировой философии.

К рассмотрению того, как эти проблемы рассматривались и рассматриваются в современной мировой философии и какими направлениями мы и переходим.