В читаемом курсе философии нам неоднократно приходилось говорить о том, что в мире движущейся материи, порождающей на определенном этапе человека и его сознание, важное место занимает проблема познания. Эта проблема столь же древняя, как и сама философия; по сути дела она возникла одновременно с попытками ответить на вопросы: «Что такое мир?», «Каков он - прост или сложен?», «Изменяется в целом или же движения нет?», «Что такое бытие?». Эти и подобные им вопросы всегда шли рука об руку с попытками объяснить: «как человек получает знания о мире и о себе самом?», «можно ли получить полное и точное знание?», «какова роль чувства и разума в познании?», «что такое истина?» и т. д., и т. п.

Как известно, нет однозначного ответа на эти философские вопросы. Есть, по крайней мере, два и, как правило, противоположных ответа на них; это вызвано решением основного вопроса философии: что признать вторичным по отношению к материи - дух, мировой разум, ощущение субъекта; или же вторичным по отношению к сознанию - материю, объект, природу. Уже постановка и ответ на основной вопрос философии выражает сам процесс получения человеком знаний о мире, о нем самом. Процесс приобретения каждым индивидом знания подучил название познание. Естественно, что индивид, человек получает знания не изолированно от мира, от бытия, а в совокупной деятельности людей, осваивая всю предшествующую ему историю, науку, культуру. И поэтому познание всегда и во всем социально, это общественный продукт, духовная, интеллектуальная деятельность людей, постижение ими мира в понятиях, образах, категориях. Вот об этом и будет идти речь в данном разделе курса философии.