В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о ее системной организации. Система - это нечто целое, состоящее из совокупности элементов, которые сами со своими связями между собой образуют единство. Признак целостности свидетельствует о принципиальной несводимости свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и о зависимости каждого элемента от его места в системе. Реально каждое тело, любая вещь, как объект изучения, представляет собой систему. В процессе взаимодействия систем между собой проявляются их свойства, причем замечено, что ряд свойств отдельно взятой системы в ходе этого взаимодействия не меняются. Данные устойчивые, повторяющиеся свойства обозначают понятием структура. Структура - совокупность устойчивых связей между элементами системы, которые обеспечивают целостность системы. Таким образом, система - это элементы и их структура в неразрывном единстве. И хотя каждая система уникальна и своеобразна, но ряд из них обладают общими признаками структуры и поэтому их можно объединить в определенные порядки, виды, уровни, которые, в свою очередь, связаны и взаимодействуют друг с другом.

Согласно современной науке, Вселенная, окружающий людей мир и человек представляют собой различающиеся, но генетические связанные системы неорганический, органический (биологический) и социально организованный порядки материи. В каждом из них выделяются структурные уровни, качественно отличающиеся друг от друга и подчиняющиеся своим специфическим законам.

В неорганическом порядке. природы установлены следующие уровни материи: 1) субатомный или микромир, состоящий из элементарных частиц, полей и атомов; 2) суператомный или макромир, охватывающий собой совокупность твердых, жидких и газообразных тел и процессов; 3) планетарные образования; 4) звезды, галактики и объединения галактик; 5) метагалактика. Вещественные виды материи (макро - мегамиры, в том числе и антивещество); обладают массой покоя. Поле (электромагнитные, гравитационные, внутриядерные и т. д.), будучи невещественным видом материи, характеризуется массой движения, которая определяется энергией соответствующих элементарных частиц в ходе их постоянного взаимопревращения.

На основе современных научных данных сделан вывод о том, что на конкретном историческом этапе развития Метагалактики в отдельных планетарных системах могут появиться условия для возникновения из некоторых неорганических форм существования компонентов живой природы. В ней выделяются следующие уровни организации систем: 1) доклеточный (нуклеиновые кислоты ДНК и РНК, вирусы, белки); 2) клетка и одноклеточные организмы; 3) многоклеточные организмы (растения и животные); 4) виды; 5) популяция; 6) биоценозы; 7) биосфера.

Возникшая на определенном этапе развития биосферы популяции животных, благодаря предметной орудийной деятельности, создает и реализует возможность перехода от биологических форм к человеческим способам бытия.

Уровни общественного порядка организации мира можно выделить в следующих структурах; 1) человек; 2) трудовые коллективы; 3) родо-племенная общность; 4) семья; 5) этнос и нация; 6) социальные слои и классы; 7) общество; 8) цивилизация; 9) ноосфера. Человеческое общество, как особая система единого космического и земного мира(ов), развивается на основе целеполагающей деятельности людей и включает в качестве необходимого условия формирование и функционирование сознания. Сознание может существовать и существует только в рамках общественной жизни, а само бытие человека возможно только при наличии сознания. Лишь тогда, когда наука становится непосредственно геологической силой, изменяющей на основе деятельности человека облик планеты, космоса, Вселенной в целом, тогда начинает формироваться наоосфера. Развитие неорганической и органической природы, общественных форм жизни происходит по объективным законам их бытия и является результатом глобальной эволюции реально существующего мира.

6. Движение мак способ существования, материи

Материя, будучи субъектом всех своих изменений, раскрывается через свои конкретные формы организации и взаимодействия. Любой объект материи как система существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения (в силу внутренних и внешних взаимодействий). Движение внутренне присуще материи. Движение - атрибут, неотъемлемое свойство материи и всех ее образований. Наличие движения в реальном мире, постоянно изменяющееся бытие признают практически все философские течения. Но в основе метафизических, идеалистических и религиозных концепций лежит отрыв материи от движения и движения от материи.

На трудности в понимании движения обратили внимание еще древние мыслители. Движение, как философскую категорию, наиболее подробно проанализировал Зенон Элейский (V в. до н. э.). Им был сформулирован ряд апорий (от греч. aponia - безвыходное положение), где показана сложность рационального понимания движения в силу его внутренней противоречивости.

В апории «Стрела» Зенон, например, рассуждал так: когда летящая стрела движется по траектории, то в любой момент она находится в определенном месте и может быть зафиксирована в состоянии покоя, т. е. другими словами, её скорость равна нулю. Следовательно, движение можно рассматривать как следующие одно за другим состояния покоя. Сложив нули скоростей, Зенон подучил равную нулю сумму и сделал вывод: движения нет.

Конечно, здесь имеется ошибка, которая в философском аспекте заключается в следующем: отсутствует понимание внутренней противоречивости самого движения, ибо стрела одновременно и находится в определенном месте, и не находится в нем. И это не игра слов, но отражение в понятиях реального процесса движения, аналогичного тому, в котором проявляется корпускулярно-волновая природа света, а также сущность субатомных элементарных структур (они и частица, и волна одновременно).

Вплоть до середины XIX в. движение понимается, как только механическое движение. К середине XIX в. само естествознание накапливает массу таких сведений о физических, химических, биологических процессах, которые не могут быть объяснены о точки зрения механической формы движения, с помощью лишь науки механики.

Чтобы преодолеть механистический взгляд на движение философии и естествознании, необходимо выделить такой признак, который имел бы действительно всеобщий характер, был присущ всем без исключения видам материи. В качестве такого выступает изменение.

Однако этот признак еще не позволяет раскрыть полную структуру процесса движения. Поэтому наряду с данным признаком в философии подчеркивают неразрывную связь движения с материей, определяют движение как «атрибут» материи, «способ существования» материи.

Из положения о неразрывной связи материи и движения следует, что движение обладает всеми атрибутами материи - оно объективно, независимо и первично по отношению к сознанию, носит всеобщий характер, оно вечно во времени и бесконечно в пространстве, оно несотворимо и неуничтожимо. Движение немыслимо вне или до материи, так же как и материя немыслима вне или до движения. Движение непрерывно себя «поддерживает» благодаря противоречию, которое представляет собой внутреннее состояние материи. Противоречие по этому является источником движения материи и в связи с этим движение понимается как самодвижение. «Противоречие - корень всякого движения и жизненности» (Гегель). Основанием движения является взаимодействие, которое объединяет мир в единую целую систему. Тело, объект, мыслимые вне взаимодействия с другим (другими) телами, объектами, лишены способности проявить себя, свое бытие, свою природу. Следовательно, и не могут быть познаны.

Можно говорить о двух типах движения. Первый - это движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качества. Второй - это движение, связанное с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Такого рода движение характеризуется как развитие, которое всегда связано с преобразованием одного качества в другое, с направленным формированием новых систем, новых типов организации (через взаимодействие), которые рождаются из предшествующих им систем.

Следует выделить две разновидности развития, учитывая системную организацию материи. Первая разновидность - это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки существующего вида материи, определенного уровня её системной организации (например, эволюция звезд, формирование новых видов животных и растительных организмов и т. д.). Вторая - процессы перехода от одного порядка к другому (скажем, переход от неорганической природы к биологическим уровням организации, а от них к человеку).

Для выявления сложности, противоречивости движения как способа существования материи важным представляется соотношение движения и покоя. Согласно философской традиции, движение имеет свою противоположность, покой. Это означает, что гюкой - это такое свойство движущейся материи, которое не существует где-то отдельно наряду с изменяющейся материей, а состояние материи, которое осуществляется в самом процессе её движения и существует благодаря только движению. Покой - есть момент движения и все - где относителен, движение же абсолютно.

Понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества (предмет - есть единство устойчивости и изменчивости), Возможность относительного покоя выступает условием дифференцирования материи, условием существования конкретного бытия определенных тел, конкретных форм общности людей, цивилизаций.