Вопрос об общественном сознании (сознании общества) невозможно рассматривать в отрыве от общественного бытия. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно - творческого изменения его. Понимание общественного бытия как в совокупности общественно-практических отношений, возникающих на базе производственных отношений и материальных элементов производительных сил, а общественного сознания - как совокупности учений, обобщенных взглядов, систематизированных знаний, мнений, чувств, переживаний, эмоций членов данного общества, возникающих как результат отражения и понимания общественного бытия, приводит к выводу о вторичности общественного сознания как по происхождению, так и по уровню отражения. Оно является духовной стороной жизни общества, имеет относительную самостоятельность в развитии, активно воздействует на общественное быта, имеет сложную структуру.

Существование общественного сознания возможно только в органической взаимосвязи с индивидуальным. Они взаимообогащают друг друга, едины и автономны, источником их формирования является бытие людей, средством проявления обоих выступает язык. Но, вместе с тем, общественное и индивидуальное сознание не тождественные понятия. Сознание общества полностью не охватывает и не включает в свое содержание результатов активно-творческого освоения действительности в индивидуальном сознании, а также своеобразия чувств и переживаний отдельных людей. Индивидуальное сознание имеет собственные «границы жизни», обусловленные бытием конкретного человека (телесные качества, темперамент, характер и др.). Общественное сознание в определенном смысле носит надличностный характер, «охватывает» жизнь множества поколений людей. И вместе с тем сознание общества не является суммой индивидуальных сознаний, так как между ними имеются качественные различия. Индивидуальное сознание образует внутренний психический мир человека, а общественное - духовную сторону всего исторического процесса.

В современный период вопрос о диалектике общественного и индивидуального сознания приобрел особую актуальность, так как изменение общественного строя страны предполагает перестройку сознания множества отдельных людей. Всякое индивидуальное сознание отражает помимо общих тенденций и закономерностей социального процесса целую гамму противоречий, специфично преломляющихся в духовном мире отдельной личности: это противоречия между общественным и индивидуальным, социальным и природным, сознательным и бессознательным, рациональным и иррациональным и т. д.

Индивидуальное сознание по своей природе общественно, оно содержит типичные черты и свойства, детерминированные конкретно-историческими условиями. В революционные периода возникают новые формы человеческой практики и познания, поэтому индивидуальное сознание играет особую роль. В эволюционные периоды роль общественного сознания по отношению к индивидуальному существенно возрастает. Если в сознании общества формально продолжают функционировать нормативы, ценности, стереотипы духовной жизни, явно не соответствующие потребностям практики, то возникает новый тип индивидуального сознания, характеризующийся, с одной стороны, чувством осознанного или неосознанного протеста против существующих порядков в обществе, с другой - такими чертами, как отчужденность от общественных ценностей, сомнение и неверие в общественные идеалы, бездуховность и равнодушие к социальным проблемам, или противостоит господствующему мировоззрению. М. К. Мамардашвили считает, что сознание двоично, оно аннигилирует в период перестройки, попадая в ситуацию неопределенности, где человек тоже аннигилирует и «сознательные» акты - честь, достоинство, мужество, трусость, бесчестие перестают участвовать в мировых событиях (Мамардашвили М. К. Сознание и цивилизация. //: Человек в системе наук. М,, 1989. С. 331). Курс на возрождение России предполагает активизацию личности, формирование творческого типа индивидуального сознания.

Развитие творческой активности индивидуального сознания во взаимосвязи с сознанием общественным является необходимым фактором изменения всех сфер общественной жизни.