Владимир Иванович Вернадский (1863-1945 гг.) – выдающийся естествоиспытатель и мыслитель-гуманист, минералог, основоположник учения о биосфере.

Одни из создателей антропокосмизма — системы, в которой естественноисторическая, природная (в широком смысле — космическая) и социально-гуманитарная (человеческая) тенденции развития науки гармонически сливаются в единое целое. Основой теоретических естественнонаучных представлений В. И. Вернадского является созданное им учение о биосфере как области распространения живого и биокосного вещества на планете Земля.

В. И. Вернадский родился в Петербурге, в семье профессора политической экономии Ивана Васильевича Вернадского.

По окончании гимназии поступил в Санкт-Петербургский университет на физико-математический факультет. Тогда на физико-математическом факультете читали лекции гуманитарного направления: историю, филологию, философию, юриспруденцию. Вернадский с большим интересом посещает эти занятия. Вскоре Вернадский принимает участие в открытии кружка по философии естествознания в студенческом историко-филологическом обществе Московского университета, с интересом посещая его заседания.

В. И. Вернадский в своей биографии вспоминает, что жили они хорошо, никаких неприятностей испытывать не приходилось, он рано взялся за книги и читал с жадностью все, что попадалось под руки, постоянно рылся и перерывал книги в библиотеке отца. В своих воспоминаниях, Вернадский писал, что читал все, что попадалось под руку, любил стихи, рассказы, но терпеть не мог тех, которые плохо кончались: раньше просматривал конец, если плох, то не читал.

В 1919 году Вернадский был избран президентом академии наук Украины. Как заслуженный профессор, Вернадский рано получил генеральский чин действительного статского советника, но никто из знакомых не обращался к нему в связи с этим “Ваше превосходительство”. Вернадский не придавал этому значения, также никто не знал были ли у него ордена, безусловно, их не могло не быть – хотя бы просто по выслуге лет. В. И. Вернадский с университетской скамьи сохранил любовь к поэзии, близка и созвучна ему была философская лирика Тютчева, его тонкое, обостренное понимание и ощущение природы, глубокое чувство Космоса, осознание себя частью мироздания. В классическом труде “Биосфера”, вышедшем в 1926 году, эпиграфом к первой главе взяты строки из стихотворения Тютчева, в которых идет речь о гармонии в природе:

“Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе”.

Эти строки соотносятся с открытым Вернадским законом об организованности биосферы, этой земной оболочки, пронизанной жизнью и являющейся саморегулирующей и самовоспроизводящей системой, находящейся в динамическом гармоническом равновесии. Ю. А. Жданов писал, что в истории найдется немного деятелей науки, которые могли бы сравниться с В. И. Вернадским по широте кругозора, мощи ума, разносторонности интересов и поражающей творческой активности в самых различных областях человеческой мысли.

Дальнейшее развитие человечества, по Вернадскому, будет состоять “в изменении форм питания и источников энергии, доступных человеку”. Ученый имеет в виду овладение энергией Солнца, а также “непосредственный синтез пищи, без посредничества организованных веществ”, умение поддерживать свой организм, как растения – из самых элементарных природных неорганических веществ. Уже в растении солнечная энергия “перешла в такую форму, которая создает организм, обладающий потенциальным бессмертием, не уменьшающим, а увеличивающим действенную энергию исходного солнечного луча”.

В научно-философских исканиях Вернадского можно выделить три предвидения. Во-первых, это идея о геологической вечности жизни. Вся живая оболочка нашей планеты, весь животный, растительный, бактериальный мир, вся среда жизни: суша, реки, озера, океаны – все эти удивительные, уникальные создания природы – биосфера.

Вернадский сделал вывод и о “всегдашности” жизни, то есть о ее вечности и непрерывности во времени, догадался мыслью гения о непрерывном существовании жизни и биосферы в течение всего геологического времени существования планеты. Второй тезис заключается в том, что планета вступает в новую стадию своего развития, на которой определяющую роль будет играть человек разумный, носитель силы невиданного масштаба. Третье предвидение Вернадского связано с ноосферной стадией биосферы, расширением научного сознания в мире.

Идею единства человечества Вернадский представляет как природный факт. “Биологически – это выражается в выявлении в геологическом процессе всех людей как единого целого по отношению к остальному живому населению планеты”.1 Единство человека считает Вернадский, в наше время во многом стало “двигателем жизни и быта народных масс и задачей государственных образований”. Будучи еще весьма “далеким от своего осуществления”, это единство как стихийное, природное явление пробивает себе путь, несмотря на все объективные социальные и межнациональные противоречия и конфликты. Созидается общечеловеческая культура, сходные формы научной, технической, бытовой цивилизации; самые отдаленные уголки Земли объединяются быстрейшими средствами передвижения, эффективными линиями связи и обмена информацией. Третий фактор – омассовление общественной, исторической жизни, когда “народные массы получают все растущую возможность сознательного влияния на ход государственных и общественных дел”.

Вернадский был свидетелем, как уже Первая мировая война явила “невиданное ранее применение научных знаний” в целях “военного разрушения”. Он предвидел, что найденные и использованные наукой и техникой к этому времени смертоубийственные средства “едва начинают проявляться в этой войне и сулят в будущем еще большие бедствия, если не будут ограничены силами человеческого духа и более совершенной общественной организацией”.

Вернадский считал необходимым создать “интернационал ученых”, которых культивировал бы “сознание нравственной ответственности ученых за использование научных открытий и научной работы для разрушительной, противоречащей идее ноосферы, цели”. А в статье “Война и прогресс науки” он выдвинул идею: обезвредить, так сказать, “негативную” науку, все ее кошмарные плоды, наукой же, но защитительного и охранительного свойства.

В творчестве Вернадского нашли отражение различные направления научных знаний. Он изучил и развивал натурфилософские системы Канта, Шеллинга и Гегеля. Учение Вернадского о биосфере вобрало в себя идеи Эйнштейна о единстве пространства, времени и материи. Формы движения материи, по Вернадскому, неразрывно связаны с пространством, временем и налагают свой отпечаток на эти коренные условия бытия.

В. И. Вернадский параллельно с философией естествознания, процессом дифференциации наук, рассматривает их интеграцию. С его именем связано появление таких наук как геохимия, биогеохимия, космохимия, радиогеология. Научная картина мира, которая складывалась в рамках нового естествознания, раскрыла перед человеком бесконечность Вселенной и поставила вопрос о месте человека в безграничном мире. “Не только человек, не только все живое, но и вся наша планета потерялась в бесконечности Космоса... Увеличивая мир до чрезвычайных размеров, новое научное мировоззрение в то же время низводило человека со всеми его интересами и достижениями – низводило все явления жизни – на положение ничтожной подробности в Космосе”.1

Вернадский был уверен, что “с появлением на нашей планете одаренного разумом существа планета переходит в новую стадию своей истории. Биосфера переходит в ноосферу”.2

Человек проявляет себя как наиболее развитое и богатое по своему содержанию творение естественного хода вещей в природе, как активная сила вбирающая обширный объем вещества и энергии, подчиняющая природу своим разумным целям. В работе “Задачи дня в области радия” Вернадский писал: “История человеческой культуры показывает нам, как за последние три столетия законы всемирного тяготения, магнетизма, электричества вторглись в наши представления о природе, на каждом шагу давали себя чувствовать в истории человечества. Наученные таким опытом прошлого, невольно с трепетом и ожиданием обращаем мы наши взоры к новой силе, раскрывающейся перед человеческим сознанием, что сулит она нам в своем грядущем развитии?”3

Заслуга В. И. Вернадского состоит в том, что он преодолел рамки геоцентрического естествознания и заложил основы для научного космического миросозерцания. Идеи заложенные в научных работах Вернадского способствуют решению проблем регулирования взаимоотношений между человеком и природой, сохранению окружающей среды.

Вернадский создал учение о ноосфере. Ноосфера есть цельная система, включающая человечество, производство и природу. Она развивается в соответствии с естественноисторическими законами, определяющими организованность биосферы, монолита живого вещества в ней и окружающего космопланетарного пространства.

Развитие ноосферы – необратимый процесс. Вместе с тем, с прогрессом разума человечества и, соответственно науки, оболочка ноосферы будет постоянно расширяться, но в силу своих физиологических потребностей, человек всегда будет зависеть от биосферы. То есть, человек своими усилиями может расширить границы биосферы – создать искусственную оболочку – ноосферу, но будучи зависимым от жизненно необходимых факторов, человек не сможет отделить ноосферу – как сферу разума, от биосферы.

В ряде работ В. И. Вернадского утверждается, что такой процесс создания ноосферы уже давно начал происходить: с того времени, как человек стал все более активно вмешиваться в процессы, протекающие в окружающей среде. Вернадский определял ноосферу как сферу разума – то есть область биосферы, которая находится под воздействием человеческой активности и многие процессы которой, в принципе, могут быть управляемы и направляемы человеком.

Анализируя воздействие социальной деятельности человечества, созданного им научного знания о космопланетарном окружении, В. И. Вернадский создал учение о переходе биосферы в ноосферу. Сегодня можно сделать вывод, что ноосферные идеи, как становление экономического сознания, сформулированные Вернадским, доказывают неразрывность человека и биосферы.

Вернадский считал, что – биосфера не есть только так называемая область жизни это резко сказывается в ее веществе. Вещество ее состоит из семи глубоко разнообразных геологически не случайных частей: 1) живое вещество; 2) биогенное вещество; 3) косное вещество; 4) биокосное вещество; 5) радиоактивное вещество; 6) рассеянные атомы; 7) вещество космического происхождения. Отсюда ученый делает выводы, что биосфера – понятие планетарное, включающее нижнии слои атмосферы, всю тропосферу, верхнюю часть литосферы, стратосферу и гидросферу. Верхняя граница биосферы простирается до 23 километров над поверхностью Земли, а нижняя проходит на глубине около 16 километров над ее поверхностью.

Биосфера, в мировоззрении Вернадского, тесно связана с понятием живого вещества и рассматривается с ним как единое целое, в котором сосредоточена особая форма химических элементов.

Согласно теории В. И. Вернадского, живое вещество более или менее непрерывно распространено на земной поверхности, оно образует на ней тонкий, но сплошной покров, в котором сконцентрирована свободная химическая энергия, выработанная им из энергии Солнца.

Живое вещество по весу составляет ничтожную часть планеты. Оно сосредоточено в тонкой, более или менее сплошной, пленке на поверхности суши в тропосфере — в лесах и в полях — и пронизывает весь океан. Количество его исчисляется долями, не превышающими десятых долей процента биосферы по весу, порядка, близкого к 0,25%. На суше оно идет на глубину в среднем, вероятно, меньше 3 километров. Вне биосферы его нет. Несмотря на то, что живое вещество составляет ничтожно малую часть биосферы, оно является самой большой силой в ней. Живое вещество биосферы, есть совокупность живых организмов, в ней живущих.

Каждый организм — это сгусток, в котором концентрируется вещество, энергия и информация. Их запасы организм пополняет из окружающей среды, в которой он находится в более рассеянном и менее упорядоченном виде. Организм перерабатывает эти ресурсы, переводя их в качественно новое, более организованное состояние. Взаимодействие организма с окружающей средой, и прежде всего с другими организмами, есть несущая конструкция того потока жизни, которым охвачена поверхность нашей планеты.

Живое вещество, как и биосфера, обладает своей особой организованностью и является закономерно выражаемой функцией биосферы.

Организованность биосферы — организованность живого вещества — должны рассматриваться как подвижные равновесия, все время колеблющиеся в историческом и геологическом времени.

Живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, представляют огромную геологическую силу. Совокупность всех живых организмов представляет живое вещество, численно выраженное в элементарном химическом составе, в весе, в энергии, связанное с окружающей средой биогенным током атомов: своим дыханием, питанием и размножением.

Используя принцип Реди (“живое от живого”), Вернадский выделяет принцип существования единого биосферного генома, характеризующего совокупность живого вещества в целом, хранение и передачу в нем информации. В едином геноме биосферы генетическая память каждого вида, рода, семейства, отряда, типа является не отдельной, изолированной линией, частью эволюции, а компонентом, неотрывным от других компонентов планетарного монолита живого вещества. Единый биосферный геном, вероятно, отвечает за регуляцию организованности всех известных уровней живого вещества, начиная от преонов, вирусов вплоть до таких образований, как организм человека.

В. И. Вернадский считает, что человек, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни — в биосфере, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Существование человека есть функция биосферы, он несет ее с собой всюду и неизбежно, закономерно и непрерывно изменяет.

В живой природе беспрестанно происходят процессы, ведущие не только к повышению, но и к понижению уровня организованности, — процессы отмирания, распада, разложения, то есть деградации органической материи. Эти процессы являются необходимым и закономерным звеном в общем круговороте биосферы, в которой, однако, в целом преобладает тенденция к поддерживанию и повышению уровня организованности. Таким образом, в целом можно охарактеризовать жизнь как борьбу организованности, порядка с хаосом.

В. И. Вернадский пытался понять место человека в общем ходе эволюции живой природы и мира в целом. Еще в конце прошлого века он начал формировать представления о путях дальнейшего развития биосферы. Согласно Вернадскому, весь мир нашей планеты, все ее ландшафты, все толщи осадочных пород, химизм атмосферы и океана обязаны жизнедеятельности живого вещества.

При изучении биогеохимических явлений Вернадский показал необходимость включения человечества, всех людей, как равного явления со всеми прочими проявлениями жизни в круг изучения живого вещества.

Эта новая форма однородности живого вещества — человеческого однородного живого вещества — резко отличается от всех остальных однородных живых веществ, во-первых, интенсивностью все увеличивающегося с ходом времени своего геологического эффекта, во-вторых, тем влиянием, какое им производится на все остальные живые вещества.

Далее, анализируя воздействие социальной деятельности человечества, созданного им научного знания на космопланетарное окружение, В. И. Вернадский создал учение о переходе биосферы в ноосферу — следующем периоде развития планеты Земля и околопланетного пространства. В этом учении наиболее глубоко (в естественнонаучном смысле) выразилась проблема взаимосвязи естественно-природных и социально-исторических процессов, зависимости косного и живого вещества планеты от целенаправленной деятельности человека, приобретающей в ходе научных и технических революций геологическую мощь.

Сам термин “ноосфера” был предложен Вернадским еще в начале века. “Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете, — писал академик В. И. Вернадский. — В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой”.1 Согласно Вернадскому, под ноосферой — сферой разума — понимается та область человеческой активности, многие процессы которой в принципе могут быть управляемы или, лучше сказать, направляемы человеком. Основное содержание учения о ноосфере, часто называемый биосферно-ноосферной концепцией Вернадского, трактуется как переход от биосферы к ноосфере, который должен неизбежно произойти.

К основным социально-природным предпосылкам перехода биосферы в ноосферу В. И. Вернадский относит:

1. Охват мировой историей всего земного шара и превращение человечества в единое целое.

2. Преобразование средств связи и обмена.

3. Открытие новых источников энергии.

4. Подъем благосостояния и равенство всех людей.

Ноосфера представляет планетарно-космическое пространство, которое преобразует и которым управляет социальная целенаправленная деятельность человека. Ноосфера есть целостная система, включающая человечество, производство и природу. Она развивается в соответствии с естественноисторическими законами, определяющими организованность биосферы, монолита живого вещества в ней и окружающего космопланетарного пространства. Доминирующее значение при этом имеют прогрессивные социальные законы, отвечающие интересам и потребностям основной части человечества в настоящем и будущем.

Ноосфера по Вернадскому требует качественно иного подхода, глобального управления планетарными процессами по единой разумной воле. В работе “Научная мысль как планетное явление” Вернадский писал: “В течение долгих поколений единство человеческих обществ, их общение и власть – стремление к проявлению власти над окружающей природой – проявлялись стихийно, прежде чем они выявлялись и были осознаны идеологически”.1

Для В. И. Вернадского человек является высшим продуктом эволюции природы, существом космическим, обладающим бесконечными потенциями индивидуального и исторического развития. Ученый считал, что поскольку человек – носитель разума во Вселенной, то свои земные отношения он должен строить не на эгоистической, своекорыстной основе, не на традициях зависти, неведения и вражды, а в соответствии со своим призванием в этом мире, с пониманием и любовью к человеку. Как созвучно это видение со словами из Евангелия “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Евангелие от Марка 12:33).

В 1886 году в письме Н. Е. Старицкой Вернадский пишет: “Представляется мне время иное, время будущее. Поймет человек, что не может он любить человечество, не любя отдельных лиц, поймет, что не любовью будет его сочувствие к человечеству, а чем-то холодным, чем-то деланным, постоянно подверженным сомнениям или отчаянию, что много будет гордости, много будет узости, прямолинейности, невольно зла в его поступках, раз он не полюбит, раз не забудет самого себя, все свои помыслы, все свои мечты и желания в одном великом чувстве любви”.1 Хочется продолжить сказанное словами из Евангелия, “Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга” (Евангелие от Иоанна 13:34). “Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви моей” (Евангелие от Иоанна 15:9). “Сие заповедаю вам, да любите друг друга” (Евангелие от Иоанна 15:17).

В. И. Вернадский в своих исследованиях приходит к выводу, что количество живого вещества в земной коре есть величина неизменная, а жизнь есть такая же вечная часть космоса как энергия и материя. Вернадский ввел понятие “живого вещества”, как совокупность живых организмов, неразрывно связанных с биосферой. Ученый мечтал о создании огромного института для изучения живого вещества, с целью управления им.2

В трудах Вернадского встречаем различные определения биосферы. Одно из них: биосфера – “организованная, определенная оболочка земной коры, сопряженная с жизнью”. “Пределы биосферы обусловлены прежде всего полем существования жизни”. Живое вещество – движущая сила биосферы. Быть живым – значит быть организованным, доказывал В. И. Вернадский, в этом состоит суть понятия биосферы как организованной оболочки Земли. На протяжении миллиарда лет существования биосферы организованность создается и сохраняется деятельностью живого вещества – совокупностью всех живых организмов.

Среди работ, опубликованных Вернадским в 1817-1923 годах большой научный интерес представляют: “Начало и вечность жизни”, “Химический состав живого вещества в связи с химией земной коры”, “Живое вещество и химия моря”.

В статье “Начало и вечность жизни” Вернадский рассматривает вселенские проблемы вечности или невечности бытия вообще, “было или не было начало мира”, утверждая что эта идея о начале мира появилась в философских и религиозных теориях.

В проблеме возникновения жизни В. И. Вернадский признает три возможных варианта: абиогенез – зарождение, гетерогенез – зарождение из умершего или умирающего живого организма, возникновение новых организмов при гниении и разложении старых, биогенез – зарождение из живого. Отмечая, что биогенез является основным свойством живого, В. И. Вернадский считал биогенез величайшей тайной природы, ее загадкой.

Происхождение жизни он связывал с мировой эволюцией: “Жизнь не является случайным явлением в мировой эволюции, но тесно с ней связанным следствием”1, однако “мировая эволюция” должна иметь свою причину, возможно некий безжизненный этап, а эволюция космических миров является подготовкой к жизни. Причем, считает Вернадский, начала жизни в том Космосе, какой мы наблюдаем, не было, поскольку не было начала этого Космоса. Жизнь вечна поскольку вечен космос.2

Относительно возникновения жизни на земле В. И. Вернадский считал, что жизнь вечна во Вселенной, новой является на Земле, следовательно жизнь явление космическое, а не специально земное. Вернадский считает, что происходит постоянный обмен материей и энергией между Землей и Космосом, жизнь существует в виде “неделимых”, в виде “организмов”, а живое вещество – это жизнь, сведенная к геохимическим градиентам. Живое сохраняет “свою отдельность в твердом или жидком состоянии. А потому оно может проникать всюду – уходить из земного притяжения”.1

Только благодаря космическим излучениям, биосфера приобретает новое свойство, вещество биосферы становится активным, собирает в форме излучений энергию, превращая ее в энергию земной среды, причем биосфера, играет важную роль в планетном механизме. “Твари Земли являются созданием сложного космического процесса, необходимой и закономерной частью стройного космического механизма, в котором, как мы знаем, нет случайностей”.2

Главным деятелем космического механизма Вернадский называл Солнце; солнечная радиация уходит во все стороны, образуя гигантскую сферу. В этой сфере по сложным орбитам движутся кометы, перемещаются скопления метеорного вещества, космической пыли, космический механизм взаимодействует с другими “механизмами” Вселенной, и его непрерывно пронизывают разного порядка излучения, многие из которых нам неизвестны.

В учении о биосфере большое внимание уделяется энергетическим проблемам: “По существу, биосфера может быть рассматриваема как область земной коры, занятая трансформаторами, переводящими космические излучения в действенную земную энергию – электрическую, химическую, механическую, тепловую... Изучение отражения на земных процессах солнечных излучений уже достаточно для получения первого, но точного и глубокого представления о биосфере, как земном и космическом механизме. Солнцем в корне переработан и изменен лик Земли, пронизана и охвачена биосфера. В значительной мере биосфера является проявлением его излучений, она составляет планетный механизм, превращающий их в новые разнообразные формы земной свободной энергии, которая в корне меняет историю и судьбу нашей планеты”.1

Вернадский ввел в науке понятия геохимической энергии жизни (живого вещества) и всюдности жизни. Достигается “всюдность” растеканием жизни по земной поверхности, растекание обуславливается размножением организмов.

Верхней границей биосферы ученый считает озоновый экран. Вернадский писал, что человек может проникнуть за озоновый экран и предполагал выход человека в космос. В труде “Биосфера” Вернадский уделяет достаточное внимание изучению философских категорий пространства и времени, пишет о единстве пространства и времени, об ограниченности пространства и безграничности времени, о их совместном влиянии на различные материальные структуры, описывает земное пространство и время, в которых реально существует жизнь. Для Вернадского возраст планеты неопределим, так как в любых структурах начало распада их – это конец формирования под влиянием жизнедеятельности. Безусловно, это смелый и дерзкий вывод, поскольку противоречит тогдашней и сегодняшней научной теории. Вернадский писал, что ему суждено было сказать человечеству новое в учении о живом веществе, которое он создал, в том его призвание, обязанность наложенная на него, которую он должен проводить в жизнь как пророк. В книге “Живое вещество” Вернадский заявляет, что нет ни одного доказательства получения живого вещества из неживого. В труде “Биосфера” Вернадский приходит к выводу, что современное живое вещество генетически родственно всем прошлым организмам, а энергия живого вещества есть преобразованная аккумулированная энергия солнца.

Исследования “космистов” показывают, что глубинные корни “русского космизма” восходят к трудам и открытиям М. В. Ломоносова.

Развивая идеи ученых о космосе, Вернадский обосновал теорию неоднородности структуры мироздания – существования во Вселенной трех реальностей, функционирующих с высокой степенью автономности, но все же связанных определенной пространственно-временной общностью. Вернадский признавал существование трех реальностей: реальность Космоса, реальность микромира и биосферная реальность Земли, включающая человечество как совокупную часть. Соответственно этому ученый ставит перед наукой четыре задачи: познать Космос, познать микромир, познать биосферу и познать человечество. Человечество всегда стремится заглянуть в будущее, для этого используются вероятностно-статистические методы. Естественно-исторический метод как ретроспективный метод анализа и прогноза дополняется методом моделирования как методом перспективно-вероятностного прогноза.

В 1939 году была опубликована работа В. И. Вернадского “Очерки биогеохимии”, в предисловии редакционно-издательский совет Академии наук подчеркивает, что взглядов автора не разделяет и за них не отвечает. Вернадский “опередил свое время”, его взгляды оказались прогностическими. Член-корреспондент АН СССР Г. А. Заварзин в работе “От всеобщего до бесконечно малого” усматривает сходство религиозного миросозерцания и системного подхода в исследованиях В. И. Вернадского. Причина – в сходстве формального мышления, исходящего из целесообразности существующего. Идея целесообразности находит место в Православии. Системный подход рассматривает целесообразность, соответствие частей, как условие существования целого, как причину устойчивости системы. Это ведет к более общим закономерностям – Биосфера остается одной и той же, при изменении ее компонентов, ибо она может существовать только как система.

В своем дневнике (1920 г.) В. И. Вернадский пишет, что ему импонируют идеи религиозно-философского характера в понимании природы, признание единства всего на почве духовного начала, которое представляется в виде христианского Божества, и признание автономности отдельных объектов природы и их связи с Божественным началом.

Вернадский писал, что вопрос о вечном движении молекул совпадает с идеей Божества, размышления о жизни и связанным с ней творчеством воспринимаются как слияние с Вечным Духом. В воспоминаниях о В. И. Вернадском Б. Л. Личкова пишет, что его поступки, дела передают облик высокой духовности, это удивительно простой, для всех доступный, всегда готовый прийти на помощь человек. Помогал он и ближнему, и дальнему и никогда этого не подчеркивал, оказывая свою помощь незаметно и скрытно. Осуждение других людей допускал крайне редко; пересуды о поступках других были ему чужды. О людях он говорил почти исключительно хорошее. И чувство зависти было ему чуждо. Он всегда приветствовал открытия других ученых, независимо от того, расходились они с его идеями или разделяли их. Требовательный к самому себе, он редко допускал эту требовательность, когда говорил о других: здесь он ценил всякое дарование, очень проницательно его подмечая; у других он высоко оценивал всякий успех, всякое достижение. Всегда был очень скромен в оценке собственных своих заслуг.

Хочется дополнить характеристику высокого духовного облика В. И. Вернадского заповедями из Евангелия “Не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас” (Евангелие от Матфея 6:2) “Не судите, да не судимы будете”, (Евангелие от Матфея 7:2).

Создавая планетарное учение о ноосфере Вернадский был глубоко уверен, что “человек впервые реально понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но в планетном аспекте”.1

В. И. Вернадский выступал против “примата математических, астрономических и физико-химических наук, вытекающего из современного научного построения мироздания”, выдвигая на первое место науку о жизни, содержанием которой является гуманизация научной картины мира. Вернадский не раз подчеркивал необходимость включения в систему наук о жизни гуманитарных дисциплин и науки о человеке как представителе высшей цели развития ноосферы. Гуманизм должен вытекать из целей и задач самой природы, а для этого человек должен их понимать, ощущая себя участником космической эволюции и носителем нравственных идеалов.

Он обосновал природный, объективный характер ноосферы. Ноосферное направление избрано эволюцией, глубинными законами развития мира, ориентируясь на человеческий разум. “Онтологический пессимизм легко рождается из личного опыта каждого; наша активность, стремление к жизни и благу постоянно наталкиваются на непреодолимые пределы: материальное сопротивление мира, наше рабство перед собственной плотью, законами борьбы и выживания в конце концов на нашу конечность. Ощущения собственной слабости и бессилия перед лицом природного Рока, злодейство, садизм, “сатанизм” разного рода. Собирание воедино энергий, талантов, знаний отдельных людей в некоторой мере погашает индивидуальную немощь, ограниченность и горечь от них – это и происходит в истории и культуре, в преемственной цепи свершений человечества...”1 “Все страхи и рассуждения обывателей, а также некоторых представителей гуманитарных и философских дисциплин о возможной гибели цивилизации связаны, считает В. И. Вернадский, с недооценкой силы и глубины геологических процессов, каким является ныне нами переживаемый переход биосферы в ноосферу”.2

Всей силой таланта ученого и исследователя В. И. Вернадский доказывал, что работать против эволюции, нового, сознательного и разумного ее этапа, преобразующего и мир, и природу, и самого человека, по крайней мере, неразумно. Человек должен выполнить свою космическую миссию авангарда живого вещества, строить свою жизнь по законам эволюции, где ведущее место отводится идеалам нравственности, записанным в Евангелии.

Исследователей философии космизма, представителей активно-эволюционной мысли объединяет убежденность в том, что разумная преобразовательная деятельность – важнейший фактор эволюции, призванный вести мир к совершенству и гармонии.

На научной сессии Географического общества СССР, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Вернадского, академик Д. В. Наливкин сказал: “Когда его избрали почетным членом научных учреждений, то это было почетно для самого Вернадского. Однако не в меньшей мере и для тех учреждений, которые его избрали...”

В 1916 году в проекте “О государственной сети исследовательских институтов” Вернадский пишет, что жизнь настоятельно требует организации планомерной, творческой и созидательной работы по созданию государственной сети исследовательских институтов, подробно развивая идею о создании Ломоносовского института для исследований в области физики и химии. В 1932 году в нашей стране был основан Ломоносовский институт геохимии, кристаллографии и минералогии, который возглавил ученик Вернадского академик А. Е. Ферсман. В системе Академии наук была создана Комиссия по изучению естественных производительных сил России, председателем которой избрали В. И. Вернадского.

Научные идеи В. И. Вернадского о живом веществе, о космичности жизни, о биосфере и переходе в ноосферу включены в философскую концепцию осмысления явления жизни. Вернадский был глубоко уверен, что духовная сила общества создается творчеством отдельных лиц во всех областях культурной жизни – науки, философии, религии, искусства, общественной жизни. Творческая работа каждой личности есть акт жизни общества. Вернадский понимал, что происходит: “неизбежное и постоянно наблюдаемое питание науки идеями и понятиями, возникшими как в области религии, так и области философии”.1

Ученый был уверен, что религия и философия, восприняв достигнутые научным мировоззрением данные, расширяют глубокие тайники человеческого сознания.2

И наука, и философия, писал Вернадский, имеют общую цель – постижение истины и выяснение характера взаимосвязи человечества с миром. Написав более 30 статей о народном образовании, он проводит мысль, что высшая школа должна быть не только очагом народного образования, но и научного творчества, школой, обладающей умом и талантом. Как мыслитель, Вернадский высоко ценил философские знания: “Философия всегда заключает зародыши, иногда даже предсказывает целые области будущего развития науки”.3

Сегодня наука и философия рассматривают Вселенную как единую и целостную систему ее взаимодействующих элементов, а мировую эволюцию – как развитие, самоорганизацию этой системы, в которой ведущая роль отводится человеку.

Биосферно-ноосферная концепция Вернадского оказалась необходимым связующим звеном, без которого нельзя представить происходящее в мире неживой материи и в обществе, в едином контексте развития природы и бытия человека, его общественной эволюции.

Поскольку цивилизация “культурного человечества” является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, она не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было.

Вернадский писал, что в нашу геологическую эпоху, в эру разума, появляется новый геохимический фактор первостепенной важности: геохимическое воздействие человека, захватившего посредством земледелия зеленое живое вещество, стало необыкновенно интенсивным и разнообразным.

Человек ввел в структуру планеты новую форму действия живого вещества – обмен атомов живого вещества с косной материей. Раньше организмы влияли на историю только тех атомов, которые были нужны для роста, размножения, питания, дыхания. Человек расширил этот круг, влияя на элементы, нужные для техники и для создания цивилизованных форм жизни.

Таким образом, согласно Вернадскому, эволюционный процесс получает особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу — научную мысль социального человечества.

Вернадский считал, что переход биосферы в ноосферу неизбежен и является необратимым процессом; никогда не было в истории человечества ныне наблюдаемой его вселенскости — полного захвата человеком биосферы для жизни.

Сегодня человечество интересует также жизненные проблемы: такие как сознательное регулирование размножения, продление жизни, ослабление болезней.

Создание ноосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления человечества как единого целого.

Следовательно, основное зерно учения Вернадского можно сформулировать в виде следующих выводов:

1. Деятельность человека постепенно становится основным фактором эволюции биосферы и всей Земли как космического тела.

2. Для дальнейшего развития человечества и биосферы человек должен будет однажды взять на себя ответственность за характер протекания основных эволюционных процессов нашей планеты.

Вернадский, занимаясь конкретными специальными научными вопросами, всегда оставался пишущим философом, творческим мыслителем.