Будущее человечества. Интерес к этой теме не был преходящим ни для европейской, ни для восточной философской традиции. Но вторая половина XX века резко сместила акценты: от мечтаний, каким должно быть будущее, от поиска путей к нему человеческий разум со всей определенностью подошел к вопросу: возможно ли вообще будущее? Возможная экологическая катастрофа, количество накопленного на планете оружия удерживают от оптимистического ответа на вопрос. Осмысление проблемы взаимоотношения человека и природы, отношений внутри человеческого рода приобрело наибольшую актуальность. А это предполагает знакомство с традициями, которые сложились при обсуждении волнующих нас проблем. Одной из них является философия “русского космизма”.

Название “русский космизм” появилось в 60-е годы, в период бурного ликования по поводу начала практического освоения космоса и обращения в связи с этим к почти забытому тогда наследию К. Э. Циолковского; охватило оно собой довольно широкое направление русской культуры конца XIX — начала XX века, представленное именами: в живописи — Рериха и Нестерова, в музыке — Скрябина, в поэзии — Тютчева, Брюсова. Философское направление сложилось вокруг трудов Н. Ф. Федорова и философских идей К. Э. Циолковского, поддержанных в работах крупнейших русских ученых: А. Л. Чижевского и В. И. Вернадского. Представителей философии космизма отличают энциклопедичность знаний и широкая эрудиция.

Одним из главных вопросов, над которым мучительно размышляли философы “космисты”, был вопрос о дальнейших перспективах развития человечества. И несмотря на огромные различия в работах столь не похожих по стилю мышления и образу жизни авторов, мы можем найти у них общие идеи, дополняющие, развивающие друг друга и вылившиеся в целое своеобразное направление русской философии.

Русский философ С. Л. Франк писал, что идеи космизма имеют давнюю историю, ещё “античному греку мир - “косма” - представлялся непосредственным воплощением божественного разума и божественной гармонии: содержание религиозной веры находилось в полном согласии с данными астрономии, физики, биологии и находило в них свое подтверждение. Но, быть может, в максимальной мере гармония между верой и знанием была достигнута в средневековом миросозерцании, сочетавшем христианское религиозное сознание с античным естествознанием и античной метафизикой... Религиозная мораль, эсхатология, мечта о царстве небесном гармонично укладывались в рамки картины мира, которую рисовала научная космология... Это было время, когда людям искренне казалось, что - несмотря на всю видимость обратного - все в мире, рост каждой былинки и движение небесных тел, судьба каждого отдельного человека и историческая судьба человечества, не только вообще совершается разумно, в согласии с Божественным промыслом, но что это согласие, утверждаемое верой, может быть объективно обнаружено всем опытом жизни и научным знанием. Казалось, что картина строения мира открываемая научной и философской мыслью, как и исторический опыт, непосредственно подтверждают религиозное упование человеческого сердца. Истины Евангелия оказывались в согласии с истинами астрономии и физики, истории и политической философии”.1

“Русский космизм” впервые стал обосновывать идею объединения людей исходя не столько из идеологических и политических, сколько из экологических и нравственных причин. Таким образом, важнейшей чертой этого философского направления стало соединение воедино таких не соединяемых ранее проблем, как проблема выхода в космос, сохранение природной среды и установление всеобщего человеческого братства.

В России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу, и открывшей реальный путь в космос, уже начиная с середины прошлого столетия складывается уникальное космическое направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в XX веке. Представителями этого направления были философы и ученые, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров. В философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения – В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева – также нашли отражения идеи русского космизма. Н. А. Бердяев назвал это направление “космоцентрическим, узревающем божественные энергии в тварном мире, обращенным к преображению мира” и “антропоцентрическим, обращенным к активности человека в природе и обществе”. Рассматривая “проблемы о космосе и человеке”, Бердяев был уверен в том, что “конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека”.2

“Космисты” верили в творческую, созидательскую деятельность человека, его сознательно-духовные возможности об управлении духом материи, об одухотворении мира и человека. Они проявляли заботу о Земле, биосфере, Космосе, считая высшей ценностью мироздания конкретного человека, были уверены, что – гуманизм, основанный на глубоком знании, вытекает из целей и задач природной, космической эволюции.

В русской философии коэволюционные воззрения имели место в учении С. Л. Франка, В. С. Соловьева, которые отмечают неотделимость человека от остального бытия “Всеединство”, великую согласованность и “солидарность” мира.

С появлением “системного мышления” в направлении русского “космизма” складываются представления о нерасторжимом единстве окружающего мира и человека как важнейшем мировоззреническом факторе. Это мировосприятие открыло широкий путь развитию идеи коэволюции природы и натуры.

Н. Ф. Федоров, мечтающий о человеческом бессмертии, говорит о сознательной, нравственной деятельности человека, направленный на развитие техники, не разрушающей природу. В учении К. Э. Циолковского разрабатывается идея о том, что цель жезнедеятельности разумного существа должна служить прогрессу всего космического целого, а не только человеческого сообщества.

В концепции перехода биосферы в ноосферу В. И. Вернадского представлена схема развивающегося мира как совместная эволюция природного и социоультурного на основе разумной деятельности человека.

В настоящее время, когда экологический кризис стал осознаваться человечеством как глобальная цивилизационная проблема философское осмысление взаимодействия человека и природы раскрывается в качестве основной парадигмальной установки человечества, вступающего в XXI век (Р. С. Карпинская, В. А. Кутырев, Н. Н. Моисеев, С. Н. Родин).

Критерием её выделения отмечается сопряженность процессов развития, их направленность, кооперативность, взаимодополнительность, полифоничность, в ходе чего равновесно стабилизируются и гармонизируются противостоящие процессы и явления на Земле. Рассматриваются философские аспекты коэволюционной идеи единения человечества и земной биосферы как стратегии общего выживания.