Конец XV – начало XVI века принесли в Московскую Русь новую философскую традицию, связанную с “новгородско-московской ересью”. В послании монаха Филофея к Василию III выдвигается облеченная в религиозную форму концепция “Москва –Третий Рим”. В середине XVI века Иван Пересветов выступил с осуждением бояр и удельных князей. Он провозглашает идею “великой правды” и “долга”, направленную на борьбу с сепаратизмом и провозглашает необходимость создания единого централизованного государства. К этому времени относятся публикации Нила Сорского, Максима Грека, Феодосия Косого и многих других, в работах которых содержались рационалистические идеи, способствующие развитию философской мысли в России, ее практически нравственной ориентации.

С XVII века в России начинают складываться новые буржуазные экономические отношения, расширяется ее связь с Западной Европой и со странами Азии. Этому во многом способствовали прогрессивные в целом реформы Петра I, начатые в конце XVII века и завершенные в XVIII веке. Идеологами, теоретически обосновавшими эти реформы, были Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, много сделавшие для развития философской мысли России.

Феофан Прокопович (1681-1736 гг.) был глубоким знатоком церковной догматики и современной философии, а также изучал естественнонаучную мысль того времени. Ф. Прокопович, будучи доверенным лицом Петра I, занимался вопросами культурной жизни государства.

Феофан Прокопович создал кружок мыслителей, которых интересовали философские проблемы экономики и духовности, будущее России. Кружок получил название “Ученой дружины”. Получив прекрасное образование в Италии, Ф. Прокопович занимался просветительской деятельностью, учреждением учебных заведений, типографий, библиотек, участвовал в создании Академии наук. Приняв духовный сан, занимал пост митрополита Новгородского.

Он же был автором многих трудов: “Правда воли монаршей”, “Духовный регламент”. Считая себя почитателем “науки философии новой”, Феофан Прокопович полагал, что распространение ее в России является совершенно необходимым для обновления страны. Он считал, что Библию и Евангелие надо толковать аллегорически и не противопоставлять их научным открытиям. Рассматривая материю, Прокопович использует концепцию аристотелизма.1 В центре ее вещь (тело) – сущность первого рода. Если материя (вещество) как таковая является “незавершенной” (потенциальной субстанцией), то вещь – субстанция, существующая посредством формы. Следовательно, тело – оформленная материя, и превращение тел происходит вследствие смены их форм.

Ф. Прокопович был знаком с трудами мыслителей эпохи Возрождения, которые развивали диалектические идеи античности.

Известной работой Ф. Прокоповича явилась “ Правда воли монаршей”, в которой ученый пишет, что верховная власть всегда имеет всенародную пользу. Отдавая предпочтение просвещению, Ф. Прокопович “велику власть мирскую” считает божественной, то есть христианское повиновение – лейтмотив его философской культуры. “Ф. Прокопович был глубоким знатоком церковной мудрости и современной философии, а также весьма уверенно ориентировался в естественнонаучных представлениях эпохи. Внушительная эрудиция, развитая риторическая способность, точный выразительный стиль речи, смелость суждений выделяли его не только среди богословов, но и людей науки”.1 Ф. Прокопович считал, что необходимо духовное обновление России и ведущую роль сможет выполнить “наука философия новая”, в которой должны сочетаться вера и знание, богословие и наука.

Василий Никитич Татищев (1686-1750 гг.) – государственный деятель, ученый и философ. Происходил из древнего знатного рода смоленских князей. Философские взгляды Татищев изложил в трактате “Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ”, где широко рассматриваются вопросы этики. Татищев определяет “добро” как состояние спокойности души или совести, умение ценить материальные и духовные блага, порождающие высокую нравственность.

Татищев написал большое сочинение “История Российская с самых древнейших времен”, в котором воспроизводит российскую историю на основании летописей и документов. Татищев наибольшее внимание в своих трудах уделял социологии и политике. Главной наукой, сосредотачивающей в себе высшее знание, ученый считал философию, поскольку она может ответить на наиболее сложные вопросы бытия.

В социологии В. Н. Татищев обращается к просветительским идеям своего времени: считает что общество постоянно развивается и проходит определенные ступени духовной зрелости. У каждого народа Татищев отмечает свой гражданский закон, Русь имеет свой особенный самобытный путь обретения гражданственности. Целесообразность форм правления он выводит из размеров страны и содержания божественного закона, данного людям.

Разделяя науку и богословие, Татищев обозначает содержание их деятельности. Богословие опирается на веру в Бога, что не постигается разумным путем. Наука строится на размышлениях, умозаключениях разума. Главной среди наук Татищев считал философию, поскольку она способна отвечать на сложные вопросы бытия, познания внешнего мира. По мнению Татищева, телесная организация человека является областью философии, а душа относится к компетенции религии.

Важной считал Татищев проблему обучения, формирования духовного мира человека. В науках постоянно появляется новое, поэтому обучение наукам следует развивать в государственном масштабе. Классификацию наук он выводит из степени их общественной значимости, наиболее нужными науками выделяет философию и богословие. В. Н. Татищев развил философскую мысль России, выделил ее как область творческой деятельности человека.

Кантемир Антиох Дмитриевич (1708-1744 гг.) – философ, писатель, видный государственный деятель. Получив прекрасное образование в Славяно-греко-латинской академии, Кантемир достиг высокого уровня служебной карьеры, служил в Лондоне как чрезвычайный посланник России, затем в Париже в должности полномочного министра. Кантемир проявил себя как блестящий литературный деятель, занимаясь переводами трудов античных авторов, среди которых были философские работы. А. Д. Кантемир стал основателем жанра поэтической сатиры в русской литературе. Философским произведением А. Д. Кантемира является его книга “Письма о природе и человеке”, в которой автор рассматривает философию как “основательное и ясное знание дел естественных и преестественных”, включая в философию логику, физику, этику и метафизику.

В “Письмах о природе и человеке” Кантемир передает свои философские рассуждения, показывает божественную премудрость во всем видимом свете, доказывая, что природа (натура) искусно создана для человека, тем самым проводит мысль о необходимости связи науки и религии. Человек един, состоит из души и тела, однако это совсем разные ипостаси, различные по своей сущности.

Страстный поборник просвещения и науки Кантемир видел в них большую пользу для общества. Считал необходимым оградить русский язык от чрезмерного засорения иностранными словами. Кантемир рассматривает предмет и структуру философии, выделяет в философии логику (словесницу), этику (нравоучения), физику (естественницу) и метафизику (преемственницу). Раскрывает в философии вспомогательное методическое значение логики – “право о вещах рассуждать и известные истины другому правильно доказывать”.1 Этика “представляет правила, по которым доставать себе добродетели и избегать злонравия”.2 Физика изучает причины “всех естественных действ и вещей”.3 Метафизика познает бесплотное, чем являются Бог, дух, душа.

А. Д. Кантемир познакомил Россию с западноевропейской философией, перевел на русский язык книгу Фонтенеля “Разговоры о множестве миров”. В предисловии к изданию А. Д. Кантемир изложил интересные сведения по истории науки и философии.

“Ум, познавая мир, склонен к преувеличению своих возможностей. Ему кажется, что он постигает бесконечность, но в действительности ограничен вещами, “предел и конец имущими.” Почему существует такая антиномия ума? Потому, отвечает Кантемир, что он – подобие бесконечного совершенства, а вложен в “сокращенное существо”. Сам по себе он способен поэтому охватить только конечный, эмпирический мир, а идеи бесконечного, безусловного, единого, существующие в нем, являются по источнику сверхчувственными, какова, например, “идея счету”, когда разум оперирует числовыми рядами, не вмещающимися в представления. Кантемир пишет: “Сии идеи, отлученные от вещества, не могут быть вещественны, но сообщены вещественной причине; они мне открывают существо души моей, которая приемлет невещественное и их в себе содержит образом невещественным”. Надлежит, по мнению Кантемира, считать, что обе разные натуры вещественного и невещественного имеют в себе “всевышнее существо” и дают душе человека идею, отличную от той, “которая во мне вымышляет”.1

А. Д. Кантемиру отводится важная заслуга в развитии русской философской мысли, ибо в своих философских выводах он заложил основы русского философского языка и современной ему философии.