Питирим Александрович Сорокин (1889–1968 гг.) – юрист, философ, социолог. Родился в селе Турья, Яренского уезда Вологодской губернии. Питиримом назван в честь св. Питирима, празднование которого приходится на январь, месяц рождения П. А. Сорокина.

Отец Сорокина занимался церковно-реставрационными работами. Питирим работал постоянно с отцом в храмах. Вскоре с братом Василием они стали самостоятельно продолжать свою трудовую деятельность, переходя из храма в храм. П. А. Сорокин закончил церковно-учительскую школу. Имея страстное желание учиться, с большими трудностями добрался до Санкт-Петербурга, поступил в психоневрологический институт, через год перевелся на юридический факультет университета. Окончив университет, Сорокин остался работать на кафедре уголовного права. Вскоре сдал магистерские экзамены и получил звание приват-доцента Петроградского университета. Как социолог П. А. Сорокин начал свою деятельность в Петрограде. Ему было немногим более 30 лет, когда он основал социологический факультет в Петроградском университете.

В 1920 году вышла его двухтомная работа “Система социологии”, вызвавшая дискуссии в ученых кругах. П. А. Сорокин “произвел революцию в теории социологии, подчинив ее ценностям как главной побудительной движущей силе в обществе”, показав что “социология является по преимуществу теорией ценностей”. Сорокин первый ученый-философ, давший социологический анализ революции в России, стал родоначальником “социологии революции”.

В социологии П. А. Сорокин выделил три раздела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Он сформировал понятия и теорию социальной стратификации и социальной мобильности.

Сорокин создал концепцию всемирно-исторического развития человеческой культуры, исследовал социодинамику культуры.

В 1922 году П. А. Сорокин вынужден уехать из России. Мечте вернуться когда-нибудь на родину не суждено было осуществиться. Сорокин умер в Америке в возрасте 79 лет. В своем дневнике он писал: “Чтобы не приключилось в будущем, я твердо знаю, что извлек три урока... Жизнь, даже если она трудна, самое прекрасное, чудесное и восхитительное сокровище мира. Следовать долгу столь прекрасно, что жизнь становится счастливой, душа же обретает непоколебимую силу отстаивать идеалы, – вот мой второй урок. А третий – насилие, ненависть и несправедливость никогда не смогут сотворить ни умственного, ни нравственного и ни даже материального царствия на земле”.1

В 1930 году П. А. Сорокин возглавляет социологический факультет во всемирно известном Гарвардском университете, пишет работы по философии культуры. Он считает, что человечество осваивает и дальше развивает социальный и духовно-нравственный опыт предшествующих поколений, создавая в каждую конкретную эпоху духовную культуру, “культуру души”.

Уровень культуры общества, определяется конкретной системой социокультурных отношений, воздействуя на духовный потенциал личности.

Понятие культуры многозначно. Обладая интегративным свойством, культура может характеризовать качественное состояние общества на каждом этапе его развития, особенности цивилизации. Культура включает основные тенденции и отличительные черты духовного развития разных стран и народов. Культура отражает существенные стороны образа жизни общества, социальных общностей, уровень развития различных сфер общественной жизни (культура производства, труда, общения, быта и т. д.). Культура также отражает уровень социального и духовного развития личности.

Для социологического познания культуры важное методологическое значение имеют, во-первых, анализ культуры как подсистемы общества, “пронизывающей” материальное и духовное производство, экономические, политические, нравственные и эстетические отношения. Во-вторых, рассматривается социальная обусловленность культуры, как результат потребностей людей, их интеллектуальные, эстетические, практические интересы. В-третьих, социологический анализ культуры предполагает ее характеристику как систему норм, ценностей, способов жизнедеятельности как индивидов, так и различных общностей.

Основы социологической теории культуры заложил М. Вебер. Он рассматривал культуру как результат нравственно ориентированной деятельности, как важнейший фактор общественного развития.

Не менее весомый вклад в развитие социологии культуры внес виднейший социолог XX века П. А. Сорокин. Проблемам культуры он посвятил ряд работ: “Социокультурная и культурная динамика”, “Общество, культура и личность”, “Кризис нашего века”, “Человек, цивилизация, общество” и др. В процессе исследования механизма социокультурной динамики Сорокин делает выводы о закономерностях развития культуры, замедления и ускорения темпов социокультурных изменений.

П. А. Сорокин отмечает, что всякая великая культура есть не просто сумма явлений, а представляет единство, все составные части которого пронизаны основополагающим принципом и выражают одну, и главную ценность. Главную ценность или основополагающий принцип культуры отражает настрой общественного сознания; науки, эстетического сознания, философии, религии, этики, права, а также основных форм социальной, экономической, политической организации нравов, обычаев, образы жизни и мышления (менталитет). Составные части интегративной культуры взаимосвязаны, передают состояние духовной культуры общества, в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются трансформации.

В качестве примера П. А. Сорокин рассматривает средневековье. Средневековая культура в палитре своих ценностей передавала фундаментальный принцип христианства, идеи богословия.

Архитектура и скульптура средних веков были “Библией в камне”. Литература была пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала библейские темы в линии и цвете. Музыка носила религиозный характер. Наука дополняла христианскую религию. Этика и право представляли разработку заповедей христианства. Политическая организация была теократической и базировалась на Боге и религии. Даже экономическая система контролировалась религией, налагались запреты на многие формы экономических отношений. Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчеркивали свое единство с Богом как единственную и высшую цель, в то же время бытовало безразличное отношение к чувственному миру, его богатству, радостям и ценностям. Такую унифицированную культуру, основанную на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальной ценности, Сорокин называет идеациональной культурой.

Упадок идеациональной культуры приходится на XIII-XIV века. Складывается новая культура которая выделяет объективную реальность как единство бесконечного многообразия. Эту культурную систему Сорокин называет идеалистической. С XVI века возникла, по исследованию Сорокина, современная форма культуры эмпирической, светской, “соответствующей этому миру”. Сорокин называет ее – чувственной культурой. Она основывается на принципе: объективная действительность и смысл ее – сенсорны.

Таким образом, основной принцип средневековой культуры делал ее потусторонней и религиозной. Основной принцип идеалистической культуры был частично сверхсенсорный и религиозный, частично светский. Основной принцип современной чувственной культуры – светский, “соответствующий этому миру”. Сорокин делает вывод, что все типы культуры: идеациональный, идеалистический и чувственный – проявляют себя в истории духовной культуры каждого народа, причем замена одной формы культуры на другую не ведет к гибели общества. Он рассматривает смену форм культуры на примерах смены греко-римской и средневековой культуры. Рано или поздно каждой форме культуры суждено исчерпать свой созидательный потенциал.

П. А. Сорокин рассматривает культурные явления в качестве “различных частей одного и того же неделимого социокультурного мира”, любое общество можно описать только через призму присущей ему “системы значения нормы-ценностей”. Эта система проявляется как культурное качество. Скрытые в индивидах и обществах качества обнаруживаются во всех достижениях человеческой цивилизации. Исходя из теории созданной им интергралистской социологии культуры, Сорокин признавал культурный фактор наиболее важным и определяющим, утверждая доминирующую роль культуры в развитии человечества. Культурный фактор, является показателем состояния науки, философии, религии, этики, права, политики, экономики. Исторически развивающимся критерием прогресса культуры Сорокин считает многообразный по своим формам гуманизм.

Сорокин пишет большую работу “Социальная и культурная динамика” – беспрецедентный по объему и эмпирическому охвату социологический труд. В 1960 году он публикует работу “Взаимное сближение соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу”, написанную в атмосфере довольно напряженных советско-американских отношений, когда каждая из сторон “не сомневались”, в абсолютной правильности своего пути развития. Сорокин писал, что западные лидеры уверяют, что будущее принадлежит капиталистическому типу общества и культуры. Лидеры коммунистических наций ожидают победы коммунистов. Ученый не соглашается с обоими предсказаниями и считает, если человечество избежит новых мировых войн и преодолеет критические моменты в своем развитии, то господствующим типом возникающего общества и культуры будет не капиталистический и не коммунистический, а специфический интегральный тип.

Согласно логике Сорокина, в общественной жизни происходит два процесса – упадок капиталистической системы и неспособность коммунистической системы удовлетворить жизненные потребности людей. Коммунистическую идеологию и экономическую систему он рассматривает как одну из разновидностей тоталитарных режимов. Основой конвергенции Сорокин считает близость систем ценностей, права, образования, искусства, науки, культуры – именно то, что конвергенция приводит к образованию смешанного социокультурного типа, который при западных условиях может перерасти в “блистательный интегральный порядок в обеих державах, так же как и во всей человеческой вселенной”. Мировоззрение ученого было пронизано интегральным синтезом его философских выводов. Сорокин формирует принципы социологии культуры: 1) социальная аналитика; 2) социальная механика; 3) социальная генетика. На этих выводах основан его большой труд “Общество, культура и личность”. Сорокин считает, что социальное поведение определяют психофизические механизмы, интегральным фактором всей социальной жизни является коллективный рефлекс. “Все возрастающее подавление основных инстинктов населения; их базовый характер и бессилие групп, стоящих на страже порядка, – таковы три элемента адекватного описания условий революционного взрыва”. П. А. Сорокин приходит к выводу, что в основе революционных движений в обществе, лежат базовые инстинкты – пищеварительные, сексуальные, инстинкты собственности, самовыражения, самосохранения и другие.

В “Системе социологии” П. А. Сорокин рассматривает взаимодействие в качестве модели социального явления. Его элементами он считал действия индивидов и проводников общения. Действия состоят из внешних раздражителей и внутренней реализации психологической жизни. Проводники – символы передачи реакций между субъектами (язык, письменность, музыка, искусство т. п.). Взаимодействие может выступать как антагонистическое или солидаристическое, одностороннее или двустороннее. В работе “Социальная мобильность” П. А. Сорокин исследует вопросы стратификации и мобильности. Ученый признает, что социальная мобильность является нормальным состоянием общества. Она подразумевает не только социальные перемещения индивидов, групп, но и культурных ценностей, то есть всего того, что создано в процессе человеческой деятельности. Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, расположенных на одном уровне общественной стратификации. Под вертикальной мобильностью Сорокин подразумевает перемещение индивида из одного пласта в другой, выводит два типа вертикальной мобильности: восходящей и нисходящей. Основным препятствием для социальной мобильности, по Сорокину, является наличие “сит”, которые как бы просеивают индивидов, предоставляя возможность одним перемещаться вверх, тормозя передвижение других. Это “сито” и есть механизм социального тестирования, отбора и распределения индивидов; оно, как правило, совпадает с основными каналами вертикальной мобильности, с изменениями культурных ценностей. На основе богатого эмпирического материала Сорокин делает вывод, что “в любом обществе социальная циркуляция индивидов и их расположение осуществляется не по воле случая, а носят характер необходимости и строго контролируется разнообразными институтами”. Социальная стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества.

Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозглашавших равенство людей. Сорокин приходит к выводу, что нестратифицированное общество с подлинным проведением принципа равенства его членства есть миф, никогда не реализованный на практике.

Все люди, считает Сорокин, вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием целого комплекса факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, чувство жажды и т. п.) и сознательных (нормы, культурные ценности). Только общество, (а не толпа) способно понять значение культурных ценностей, поэтому любое общество можно описать только через систему присущих ему духовных ценностей; то есть через определенный уровень культуры.

Культурные ценности обнаруживаются во все периоды человеческой цивилизации, включая дискретные периоды культурной истории (войны, революции). Социоэмпирические исследования культурных качеств позволяют, считает Сорокин, выявить длительные периоды истории, в которые проявляются идентичные культурные образцы – виды деятельности, мысли, творчества, верования и т. п. Культурная жизнь общества является продуктом логико-значимых культурных систем.

Логико-значимые культурно-ценностные системы формируются под воздействием двойственной природы человека – существа мыслящего и существа чувствующего. Социально значимую человеческую активность Сорокин определяет посредством четырех категорий. Это ценности, происходящие в результате когнитивной деятельности (истина), эстетического удовлетворения (красота), социальной адаптации и морали (добро) и категории, объединяющей эти ценности в единое социальное целое (польза).

Любой индивид вписывается в систему культурных ценностей, культура становится интегральной, когда общество добивается успеха, гармонизируя энергию людей, отданную на службу истине, красоте и добру.

П. А. Сорокин писал, если мы представим себе общество, в котором каждый его член обладает жизненным стандартом миллионера, но главные духовные ценности там не едины, предельно расшатаны, несовместимы и соответствующая им система социальных отношений не кристаллизована, то такое общество будет, более турбулентным и дезорганизованным, чем другие общества, в которых только основные физиологические потребности скудно удовлетворены, но социокультурный фундамент крепок и члены общества верят в одни и те же ценности и живут для них.

Мысль П. А. Сорокина удивительно созвучна с стихом Евангелия от Матфея: “И ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши нежели богатому войти в Царство Божие” (Евангелие от Матфея 19:24).

П. А. Сорокин рассматривал реальный мир как единство социального и культурного, причем единство диалектическое, в котором все-таки определяющая роль отводится культурным ценностям.

Культуру бытия Сорокин видит как Абсолют в состоянии покоя, в котором преобладают духовные, благочестивые и религиозные отношения к природе – смиренное, уважительное, осмысление самого себя как органической части бесконечного бытия, где потребности удовлетворяются на путях внутреннего самоограничения и аскетизма. В духовной культуре П. А. Сорокин особо выделяет этику христианского милосердия.