«Зависть». — Головотяпы-глуповцы и Хозяин. — Этика — философская наука. Ее родоначальники. — Деятельность отцов церкви, а также их последователей по укреплению морально-политических ценностей христианства. — Великий церковный реформатор и его современники. — Труд или праздность? Добродетель или порок? — Вопросы этики в свете сравнительно-исторического анализа. — Полемика с марксизмом по поводу классовой сущности морали. — Заключение.

На распутье в диком древнем поле Черный ворон на кресте сидит. Заросла бурьяном степь на воле, И в траве заржавел старый щит.

На распутье люди начертали Роковую надпись: «Путь прямой Много бед готовит, и едва ли Ты по нем воротишься домой.

Путь направо без коня оставит — Побредешь один и сир и наг, — А того, кто влево путь направит, Встретит смерть в незнаемых полях...»

Жутко мне! Вдали стоят могилы... В них былое дремлет вечным сном... «Отзовися, ворон чернокрылый! Укажи мне путь в краю глухом».

Дремлет полдень. На тропах звериных Тлеют кости в травах. Три пути Вижу я в желтеющих равнинах... На куда и как по ним идти?

Где равнина дикая граничит? Кто, пугая чуткого коня, В тишине из синей дали кличет Человечьим голосом меня?

И один я в поле, и отважно Жизнь зовет, а смерть в глаза глядит... Черный ворон сумрачно и важно, Полусонный, на кресте сидит.

Иван Бунин (1870-1953)