Ответы на поставленные вопросы ищет, по Гегелю, так называемый законодательный разум, берущий на себя роль руководителя образа мыслей и поведения. Предписываемые им «рецептурные» законы имеют характер заповедей. Безусловная форма этих заповедей быстро вступает в противоречие с условностью и случайностью игры жизненных сил.

Законы человеческого общежития в рамках правового государства должны быть свободными от противоречий и двусмысленности. Однако свобода от противоречий вовсе не есть критерий справедливости и добра, которые должны составлять содержание гуманных законов. Здравый рассудок, ведущий борьбу с такого рода противоречиями и наивно уповающий на возможности логического мышления, подчас начинает стряпать законы, которые логически стройны, но не соответствуют потребностям реальной жизни с ее алогизмами и случайностями. Подобное законодательство может стать тираническим своеволием, превращающим произвол в закон. Логизирующая рассудительность обманывает сама себя, ибо далека от понимания того, что законы не измышляются, а извлекаются из самой действительности и исчезают вместе с ней.

В этом пункте Гегель вплотную приближается к проблематике этики как науке о нравственных принципах общественной жизни, где самосознание осуществляется как общественное сознание.

По мнению немецкого философа, общество (народ) управляется двумя законами — законом общего происхождения и законом общего порядка жизни. Первый заложен в корне народной истории, возникает не по расчету и правит независимо от человеческого произвола. Второй закон связан с нравами того или иного народа, с обстоятельствами его жизни и относится к разряду изменяющихся законов.

Два основных закона нравственного мира не противоположны друг другу. Они индивидуализируются и олицетворяются в действиях конкретных людей, в их самосознании. Это самосознание в нравственном плане есть долг. Направленность нравственного сознания на осуществление долга проявляет себя в характере.

Сила, приводящая характер в движении, есть пафос, высокое воодушевление при исполнении долга. Столкновение двух таких характеров ведет к трагическому конфликту, ибо каждая сторона видит лишь на своей стороне долг и необходимость.

Если подобных характеров много, то царство нравственности распадается на атомы. Чтобы соединить эти атомы в единое целое, необходимо покинуть царство нравственности и перейти в царство морали. Мораль — это основа правового государственного строя.

Двигаясь таким хитроумным диалектическим способом, мы в конце концов приходим к понятию Бога.