Карл Маркс (1818-1883) является известным немецким философом, экономистом и социологом, чьи работы стали предвестниками для создания диалектического, а также исторического материализма. Данные философские направления послужили базисом для организации социалистической (кроме того – коммунистической) идеологии. Данное течение было названо впоследствии «марксизмом».

Поскольку свои философские взгляды Карл Маркс обосновывал еще в девятнадцатом столетии, на них можно видеть заметный отпечаток этого времени. Вместе с тем это был безусловный переход от классических и традиционных философских форм к новейшим формам, ставшим доминантными в двадцатом столетии. В этом плане Маркса можно смело ставить на одну ступень с тем же Ницше или Кьеркегором.

Методы философии Карла Маркса

Карл Маркс изобрел основной метод философии, на который опирался и сам определял этот метод, как диалектический. Кстати, основой методики было учение Гегеля о «формах диалектического движения, но из идеалистической плоскости Карл Маркс переводил ее в материалистическую, выделяя, по своим же словам, «рациональное зерно» из гегелевского учения, становя его «с головы на ноги».

Если говорить о сущности этого философского метода Карла Маркса, то положительное понимание всего существующего должно сразу включать в себя неизбежное понимание отрицания и гибели. Всякая осуществленная форма должна быть рассмотрена в движении, с преходящей стороны, будучи критичной, самостоятельной и революционной.

В этом методе Маркс отмечал такие подходы, как:

  • Исторические, когда воспроизводиться настоящая история со всеми возможными случайностями и поворотами;
  • Логические, когда необходимо освобождение от исторических форм и не просчитанных случайностей.

Начало философствования

В одном из собственных трудов Маркс сам указывал на то, что новые понятия, которые он вводит, весьма абстрагированы от людского исторического развития, чтобы:

  • Сделать легким упорядочивание исторических данных;
  • Определить последовательность исторических слоев.

Во всех остальных смыслах, по замечанию того же Маркса, абстракции не имеет особенной ценности. Это была абсолютно инновационная философская методика на тот момент.

С самого начала Маркс многое взял и гегельянских мыслительных школ (в частности, левогегельянского направления). Например, ту же частную собственность он рассматривал в качестве свободы персональной инициативы, придерживался идеалов Платона и не поддерживал коммунистические идеи, видя в них реакционное стремление гальванизации «корпоративного принципа».

В философской школе младогегельянства, в которой он состоял, в то время развивалась «философия самосознания», в которой философское учение противопставлялось религиозным течениям. Моно сказать, что подобным образом поддерживалас просветительская парадигма, согласно которой общество делиться на:

  • Тех, кто воспитывает;
  • Тех, кого воспитывают.

Воспитатели – носители совершенного сознания, которое разумно и истинно, ничем не обусловлено. Ученики – пассивные приемники той критики, которую слышат от воспитателей.

Практическое объяснение мира

Со временем Маркс перешел к тому, что эпоха не познается, исходя из социального сознания только, вне зависимости от степени его критичности. Мир может перестраиваться и совершенствоваться не только лишь потому, что наступает просветительская эпоха, распространяется разум, а потому, что человеческая активность соединяется со стихийными условиями, а сознательная деятельность связывается с материальной необходимостью на практической основе.

Философская наука в данном случае выступает в качестве объяснения мира и его практического объяснения. Соответственно, Маркс начал критиковать тех же младогегельянцев, которых ранее поддерживал. Например, он считал ложной иллюзией то, что они считали уничтожение феодализма освобождением личности от любого гнета. Слишком уж противоречивы, по мнению Маркса, были и буржуазные отношения, чтобы их идеализировать.

Специфика философии

Кроме религиозного отчуждения, Маркс начал придерживаться теоретического анализа действительности, связанной с социальной жизнью, исследованием ресурсных потребностей. Выражал же он все это в виде идей, называемых ныне утопическим социализмом и коммунизмом. Такие идеи достаточно быстро были распространены по многим европейским странам того времени.

Коммунистические идеи в социальном плане Маркс рассматривал в качестве средства получения по-настоящему частной собственности. Вместе с тем он не рассматривал коммунизм самоцелью человеческого развития, только временным этапом. Такую философию еще называли диалектическим материализмом. Маркс активно начал работать над этой теории вместе со своим соратником Фридрихом Энгельсом.

Основным принципом данного философского учения стала практика, включающая человеческую деятельность, связанную с преобразованием окружающей среды и социума, как процессом познания.

Достаточно большое влияние на возникновение данных трудов оказали Гегель, а также Фейрбах. Более того, многие мыслители рассматривают философское учение Карла Маркса в качестве опорного метода философского учения Гегеля.