Структура философии культуры – это взаимосвязь культурной онтологии, гносеологии, натурфилософии и некоторые социологических теорий, тесно обедненных и взаимодействующих между собою.

Если говорить о структуре философии культуры, то общие рассуждения о философии современной культуры основаны на теориях:

  • Онтологии;
  • Гносеологии;
  • Натурфилософии;
  • Социологических теорий.

Вот уже длительное время совершенно разные философские учения заняты обсуждением основной разницы между миром, независимым от человека и тем, что создается человеком (область создания может быть не обязательно материальной, но и духовной).

Античные представления

Древние греки говорили про:

  • «техну», под которой рассматривали искусную человеческую деятельность или мастерство, которое может создавать определенные предметные миры, полезные для человека.
  • «мимесис», представляющий собой совершенную реализацию реальности;
  • «пайдейе», подразумевающую воссоздание человеческим существом самого себя.

Грекам уже тогда удалось осознать человеческую творческую силу, делающую его «мерой вещей». Такую формулу ввел в свое время Протагор. Обобщили же впоследствии эти идеи римляне, назвавшие «культурой» искусственное бытие, полученное человеком после того, как он преобразовал естественное бытие.

Таким образом, возникли начальные представления о том, чем является культура и данное представление противостояло человеческому отчуждению своего творчества каким-то высшим силам.

Европейская философия

Впоследствии мысль развивалась и в европейской цивилизации из понятия культуры в той или иной степени появились такие понятия, как непосредственно «цивилизация», «образование», «общество» и так далее. Вот почему нужно было философски осмыслить отношение внечеловеческого и созданного человеком. Даже в средневековой культуре появилось понятие «человека творящего, невзирая на ранее господствующее понятие человеческого существа, воспринимаемого в качестве божьей твари (на латыни - Homo Dei).

Даже в то время интерпретация творческих человеческих способностей была различной из-за того, что воззрения разных философов были разными. Постепенно менялась культурологическая философская рефлексия в проблемных областях философских учений.

Самостоятельная наука

Более того, уже с девятнадцатого века философия культуры оказывало непосредственное воздействие на традиционное философское учение и даже становилось его содержанием в определенной мере.

Изначально культура не была предметом умозрения в философских учениях, но активно повлияла на становление средневековой философской мысли. Возможно, ее развитие несколько тормозилось доминированием религиозного сознания, считающего единственным творцом высшие силы и не принимавшее человека в качестве творца. Более-менее полное преодоление подобных ограничений начало удаваться уже после восемнадцатого столетия.

В самом же явлении культуры мыслители стали видеть определенную целостность, которая объединяла ее разные составные части. Это подвигло их на поиск сверхсуммативных закономерностей строения философии культуры.

Мир, творимый человеком

Европейские философы, начиная от Вико, Канта, Гердера, говорили о целостности того мира, который творится человеком. Лейбниц-Вольф вообще говорил о том, что духовные человеческие способности строятся с помощью энергии:

  • Человеческого разума;
  • Человеческой воли;
  • Чувства.

Плодами такой деятельности являются различные виды искусства, научные учения и чувство нравственности. Все это помогало вырисовывать структуру философии культуры, позволяло рассматривать ее в качестве системного целого.

Некоторые мыслители могли даже не использовать само понятие «культуры», заменяя ее одним из синонимов (на то время). Но философские мысли все равно способствовали созданию культурной теории. Она хоть и не поглощала всю философскую проблематику, но считалась весьма необходимой и важной частью философской науки.

От целостного представления культуры мыслители перешли к ее представлению в виде самостоятельной науки. Поле деятельности человека было предметом ее рассмотрения. Границы философии культуры становились все тоньше и четче.

Что касается специфики такой науки в современности, то она все больше приближается к научной степени и занимается изучением отдельных культурных феноменов, оставляя в стороны общие теоретические обсуждения.