Философия науки – это особенный раздел философского учения, который занят изучением научных понятий, пределов и методологий.

О методах философии науки

При изучении философии достаточно актуальна необходимость изучения взаимосвязей между общефилософскими идеями и философской проблематикой, которая, собственно, и представляет собой философию науки.

Такие исследования акцентированы на внимательном изучении методов научной философии, которые помогают осваивать бытийный опыт человеческого индивида в окружающем мире. Таким образом, создается общее методологическое основание для современной философской дисциплины.

Логические и эпистемологические исследования современных философов довольно часто прибегают к понятиям скептицизма индуктивизма, догматизма контриндуктивизма, индуктивного скептицизма, а также догматического контриндуктивизма. Именно данные способы способствуют полному определению научной и философской концептуализации научного познавательного опыта.

Можно также говорить о возможностях для осмысления сущности научных процессов познания, развитии различных философских направлений науки, включая догматическое, критическое, аналитическое и так далее.

Сравнительный анализ

Благодаря проведению сравнительного анализа демонстрируется формирование философского осознания сущности науки на основе конкретных предпосылок, который, в свою очередь, имеют различный характер. На сегодняшний день целесообразными считаются исследования общефилософских начал и научной философской проблематики.

Анализ сегодняшних подходов позволяет формулировать определения научной философии и демонстрирует непосредственную связь между предметностью деятельности человека и условиями для формирования научного знания. Определение предметности возможно за счет определения предметности знаний.

Догматика и скептицизмк как метод в философии науки

Догматическими научными направлениями применяется логика, которая умозаключает от неочевидных явлений к очевидным. Здесь идет упор на равенство:

  • Сути и явлений;
  • Мыслительных процессов и окружающего бытия;
  • Самодостаточности мыслительных процессов и их самостоятельности.

Такая научная философия основана на том, что возможно достижение совершенного знания. Еще Гегель называл мыслительные процессы высшими методами философии науки, позволяющими познавать истину. Познание редуцировало к мыслительным процессам и выстроилось особенное отношение к научным фактам: факты, противоречащие системе, должны быть перепроверены и подвержены сомнению и даже отвергнуты.

Ответом на подобную позицию является скептическая реакция. Это еще одно классическое философское направление, определяющее традиционную целостность и обладающее транс-архетипическим значением. Причем, не следует думать, что скептический подход абсолютно современен и возник только недавно. На деле его можно встретить еще в трудах Секста Эмпирика, например. Подобная интерпретация считается необходимой при поиске истины и дополнении полноты философского знания.

Демаркация метафизики от науки

Одной из главных проблем сегодняшней критической научной философии оказывается демаркация. Любой предмет должен рассматриваться двойственно:

  • В качестве предмета, над которым стоит размышлять.
  • В качестве предмета, который необходимо познавать.

В результате, необходимо демаркировать метафизическое мышление от научного познания, что сделать не так уж легко. Собственно, решением такой проблемы и занимаются многие мыслители, акцентирующие собственное внимание на научной философии.

Толкование возможных причин, а также следствий может быть в виде априорных форм, которыми обладает рассудочное мышление. Такие формы позволяют синтезировать знания о явлениях, но не о вещах, рассматриваемых самих по себе. Что касается вещей самих по себе, то, по мнению Канта, они оказывают непосредственное воздействие на человеческую чувственность, возбуждая ее и продуцируя научные знания.

Вместе с тем здесь присутствует и противоречие. Синтез знания рассматривает применение причинности к миру явлений. Учение, рассматривающее вещь в себе, изучает причинность в качестве средства мышления, связанного с вещью в себе.