Метод философии права
Философия права – это особенный раздел философской науки, а также юриспруденции, занимающийся исследованием правового смысла, сущности права и его основания. Также здесь рассматривается ценность права, его основная значимость и ключевая роль в человеческой жизни.
Герменевтика - как метод философии права
Если говорит о методах философии права, то наибольшей популярностью пользуется герменевтика. Нельзя говорить о праве без его понимания, если вы желаете изначально избежать абстрактность его характера. Методика герменевтики позволяет постигать непосредственную правовую сущность. Начали же пользоваться таким методом еще немецкие романтики из эпохи просвещения.
В частности, Дильтей и Шлейермахер трудились над разработкой методов понимания, которые бы вскрывали смысл, позволяя избежать абстрактных определений. Без должного подхода обычное понимание может стать безрезультатным призраком сознания. Кстати, об этом же писал Фрэнсис Бэкон, описывая идолы сознания.
Будучи методом правовой философии, герменевтика занимается уточнением условий, при которых человек может осознавать:
- Сущее.
- Должное.
Сам процесс понимания не может быть пассивным. Познание осуществляется за счет использования гносеологической системы субъекта, относящегося к объекту. При этом непосредственно субъектом в исследуемый образ вносятся специальные акценты, которые обусловлен его прошлым опытом. Так формируется субъектная смысловая сторона.
Достаточно активными оказываются герменевтические методики, когда соотносятся языковые выражения правовых нормативов и контент тех или иных юридических коллизий, с которыми приходится сталкиваться при неоднозначности смысловых нормативов и правовых отношений. К примеру, существует же норма, запрещающая убийство и одновременно с этим присутствует статья, наказывающая за убийство, имеющее смягчающие обстоятельства. Это своеобразная рыбацкая сетка, в которой дыры также важны, как и показатели прочности ячеек.
Социология и метафизика
Основой появления и доминирования герменевтики в философии права были методы:
- Социологии.
- Метафизики.
Со времен Платона мыслители постоянно говорили о единстве указанных методов и лишь в трудах по философии позитивизма, Огюст Конт впервые разделил их на два независимых метода философии права, соотнося их к методологии познания. Таким образом, социальное знание было теоретически освобождено от метафизического.
Тот же социологический метод в своей самостоятельности опирался на прагматичность и особенную рассудочность, отдавая дань практически лишь проверенным фактам. Рассмотрение правовых фактов не обходилось без социальной детерминации с соблюдением представленной схемы:
- Возникновение конкретных правовых фактов вследствие определенных причин.
- Благодаря фактам порождается новое поколение социальных построений.
Теоретически все получается просто, так как неизвестное может быть объяснено с помощью известного. Одним из основных вопросов в этом случае, рассматриваемых мыслителями, является поиск причин различия людского поведения в одинаковых социальных положениях. Сразу очевидным становится, что исследование преступления одной только социологией невозможно. Обязательно должны быть использованы метафизические методы.
Не следует забывать, что даже самостоятельные социальные факты включены в целостную мировую картину и, наоборот, человеческие знания об окружающем мире могут истолковываться в качестве знаний о себе. Таким образом, создается механизм самостоятельного рецензирования со способностью не только наблюдения за миром со стороны, но и умением разглядеть его непосредственную сущность.
Поэтому методология, используемая философией права, уже давно реабилитировала некоторые метафизические понятия, которые используются ею для постижения более глубокого смысла юридических отношений. Кроме того, постоянно совершенствуется области правовой социологии. Наконец, не следует забывать о возможностях герменевтики в смысловом углублении при изучении и рассматривании философии права.