Структура философии права – это взаимосвязь правовых направлений онтологии, гносеологии, аксиологии и антропологии, объединенных достаточно тесно.

Доминирующими мотивами философии права являются правовые направления, а также исследовательские ориентиры. Изучаемый профиль в этом случае задается не философией, а обуславливается тем, что правовая область нуждается в соответствующем осмыслении.

О структуре философии права

Такая философская структура права весьма похожа на структуру традиционной философии и делится на такие разделы:

  • Правовая онтология – она занята исследованием природы права и того, на чем право основывается, изучает, какое место занимает право в социуме, каковые существуют правовые формы. Внимательное изучение этого раздела помогает разобраться в удивительном явлении права и его характеристиках.
  • Правовая антропология – рассматривает антропологические правовые основания, формирует такое определение, как «правовой человек», анализирует правовую ценность каждой личности.
  • Правовая гносеология – здесь проводятся исследования познаний в правовой области, рассматривается проблема правовой истины.
  • Правовая аксиология. Она занята исследованием ценности, рассматривая ее определяющей чертой окружающего бытия. Естественно, проводится анализ правовых ценностей, их иерархической структуры. Отдельное внимание уделяется соотношению права с моральными, религиозными и политическими ценностями.
  • Прикладной раздел, рассматривающий конституционное, гражданское, уголовное, а также процессуальное право с философской точки зрения.

Правовая философия является абсолютно индивидуальной юридической наукой, имеет общенаучный статус, а также свое значение

Вопросы философии права

Вот поэтому и появился большой интерес к вопросам:

  • Смыслового значения;
  • Места права;

Естественно, все эти вопросы рассматриваются через философское мировоззрение.

Нередко философский анализ затрагивает более конкретные проблемы, касающиеся обычной юриспруденции, вроде юридических исследовательских методик, юридических аргументов и доказательств, позитивного правового поля, правовой воли, правосубъектности, правовой нормы, природы юридической вины и так далее.

Функционал правовой философии

Отдельно следует говорить о функциях правовой философии. Основное внимание нужно уделить функционалу:

  • Мировоззренческому;
  • Воспитательному;
  • Информационному;
  • Аксиологическому;
  • Методологическому.

Например, мировоззренческая функция заключена в необходимости сформировать общий человеческий взгляд на правовые области. Право развивается в качестве способа нашего бытия, постепенно формируется правовое человеческое мировоззрение, человек понимает всю ценность права в своей жизни и для социума.

Что касается методологической функции, то она связана с формированием моделей правового познания, благодаря которым юридические исследования развиваются еще больше. Именно так разрабатываются методики и категории правовой философии, рассматривается содержание самого права, обосновываются его идейные понятия.

Информационная функция отражает право в роли особенного объекта, помогает выявлять его главные компоненты, структурные закономерности. Формируется определенный «образ права», синтезирующийся в юридической реальности.

Если говорить об аксиологической функции философского права, то здесь разрабатываются представления, связанные с правовыми ценностями. Речь идет о равенстве, свободном выборе, справедливости, формируется правовой идеал, интерпретирующийся в философском поле.

Наконец, воспитательная функция связано с процессами создания правовых мыслительных процессов, осознания значимости права. Здесь разрабатываются правовые установки, формируются критерии их выбора, связанные с людскими понятиями о благе и свободе.

Для чего нужна правовая философия?

Обычно философия права помогает заложить фундамент юридических знаний будущих юристов, чтобы они становились самостоятельно мыслящими и незаангажированными гражданами. Цель науки заключена не в решении тех или иных проблем, касающихся правоведения, а в том, чтобы способствовать осознанию собственной юридической позиции.

Вместе с тем нередко основные проблемы, встречающиеся в правоведении, все-таки решаются благодаря философскому подходу.