Методы философской антропологии
Философская антропология является особенным философским учением, изучающим природу и человеческую сущность.
Соответственно, методы философской антропологии связаны с определением:
- Предназначением человеческого индивида в окружающем мире;
- Главных взаимосвязей человека и окружающего мира.
Методы философской антропологии: исторический, критико-идеологический, трансцендентальный, герменевтический, феноменологический, социологический, междисциплинарный. Научная рефлексия и человеческая повседневность.
Смыслы антропологии
Между прочим, философская антропология считается достаточно сложным и противоречивым явлением, состоящим сразу из многих философских направлений, которые соперничают между собой, временами представляющих противоположные точки зрения.
Следует отметить несколько главных смыслов, которыми обладает философская антропология. Представители мыслительной школы, занимающейся философской антропологией, занимались соединением бытийных, естественнонаучных, а также гуманитарных областей, связанных с человеческим бытием и их философского постижения.
Разработка вопроса человеческой сущности обычно считается одной из принципиальных методов философской антропологии. Иногда исследователи (Херстенберг, например) уточняли, что представленная антропология оказывается учением о человеческом индивиде, если рассматривать его с бытийной точки зрения человека. Это существенно отличает ее от остальных научных дисциплин, изучающих человека.
Об идеях антропологии
Значительные идеи, по мнению разных исследователей, могут быть разными. В частности, Шеллер полагал, что она заключена в антропологическом дуализме жизненного образа и человеческого духа. Определение человеческой сущности напрямую связано с его положением в окружающем мире.
Выходит так, что вышеуказанный дуализм выступает главной человеческой характеристикой, которая доказывает особенное положение индивида в человеческом бытии. Человеческая жизнь представляется способом такого дуализма, соединяющим человека с остальным органическим миром. С этой целью дух человека обязан предстать одним из принципиальных жизненных элементов.
Статус человеческого индивида определяется в последующей перспективе благодаря соотношению непосредственно человека и других факторов органичного мира. Вместе с тем подчеркивается становление психических истоков, среди которых нужно выделить явления:
- Чувственного порыва;
- Инстинкта;
- Ассоциативной памяти;
- Практического интеллекта.
О современном человеке
В человеческой жизни содержатся аналогичные варианты отношения человека к окружающему миру. Как представлялась данная ситуация Шеллеру: человек является животным, которое было и остается лишь представителем животного царства. Вместе с тем нельзя не говорить о существенных различиях между человеком и остальными представителями животного мира. Существенное различие касается присутствия духа у человеческого индивида.
Наверное, самым главным свойством духа можно считать его общую открытость. Дух человека может преодолевать существующие пределы среды и выходить в открытые области, полностью осознавая их в роли отдельного или же всеобщего мира.
Получается, что определяющая специфика человека напрямую связана с антропологической онтологической свободой. Дух же человека предстает в качестве объективности, исследуясь такими научными методами философской антропологии, как:
- Интеллектуальное познание;
- Эмоциональное восприятие окружающего мира.
Здесь же можно говорить о личностном характере человеческого духа, поскольку личность представляет собой сущностную и единственную форму его существования.
О ценностном методе
Довольно важным методом для философской антропологии считается ценностный метод. Благодаря нему оказывается возможным поиск нужного обоснования для позитивного ответа, если будет задан вопрос о том, какой смысл имеет индивидуальное существование.
Мыслитель В.Франкл полагал, что жизненные ценности помогают человеческому индивиду трансформировать не только те или иные ситуации, которые неудобно складываются для него, но и трансформировать собственное «я».
Соответственно, идея, рассказывающая про бессмысленность жизни, становится весьма несостоятельной после таких философских исследований. Тем же Франклом ценности делились на следующие группы:
- Творческие.
- Переживания.
- Отношения.