Объект философской антропологии
Философская антропология – это философский раздел, занимающийся изучением человеческой природы и сущности.
Основной объект философской антропологии
Объект философской антропологии – это, естественно, сам человек. Вместе с тем нельзя игнорировать многозначность самого определения, так как проблем и способов их решения существует немало самых различных.
Направлением данного философского раздела является изучение человеческого феномена. Идет толкование философской антропологии в качестве особенной области человеческого знания, представляющей собой особенный метод познания бытия.
По мнению Канта человек является последней целью исследований философии. Еще в семнадцатом столетии мыслители начали выделять антропологические вопросы на фоне остальных философских проблем. Пожалуй, именно Кант проявил инициативу в данном вопросе, придя к убеждению, что человек является уникальным существом и о нем необходимо философствовать отдельно.
Человек представляет собой достаточно загадочный, но вместе с тем захватывающий объект философской антропологии. Чтобы тайны были открыты, требуются достаточно нетрадиционные средства. Та же антропология противопоставлена принятым областям философского учения, включая онтологию, логику, философскую историю, этику с эстетикой, натурфилософию и так далее.
Изучение философской антропологии
Полученные философские знания должны быть применены на практике по отношению к человеку. Если Вольтером не усматривалась никакая тайна в человеческом индивиде, кант смотрел на этот предмет абсолютно иначе. Кант делил философское учение на два вида:
- Согласно школьным понятиям.
- Согласно мировым значениям.
Например, школьные понятия предусматривает изучение последних целей философского познания, благодаря чему наука приобретает особенную ценность. Как раз постижение человеческого существа и является настоящим достоинством философской науки, а также ее целью. Познание человека по Канту обозначает познание мира, иначе никак данная проблема не решается.
Нельзя не вспомнить о главных вопросах, сформулированных Кантом по отношению к философии:
- Что человек может знать?
- Что человек может делать?
- На что человек может надеться?
- Что представляет собой человек?
Кант полагал, что первый вопрос решается теорией познания, следующий вопрос – человеческой моралью, третий – религиями. Зато ответ на четвертый вопрос может дать лишь антропология. Вместе с тем немецкий мыслитель полагал возможным и предыдущие три вопроса свести к исследованию антропологией.
Разные виды антропологии
Между тем, достаточно важно определить различие, существующее между традиционной антропологической наукой и философским направлением антропологии. Так естественный раздел этой науки обозначает точное человеческое место среди остальных живых существ, исследует человеческую телесную организацию, отличающую его от представителей животного мира. Тесное соприкосновение с естественной антропологией имеют анатомическая, физиологическая дисциплины и так далее.
Что же касается философского значения антропологической дисциплины, то здесь неизменной остается связь с космологией. Еще Кант настаивал на возможности построения этого знания не только с физиологической точки зрения, но также прагматической. Как правило, физиологическое знание связано с непосредственным воздействием природы и окружающего мира на человеческое существо.
Прагматическое знание исследует действия человека, выполняемые ним, как свободной личностью или же исследует его потенциал в этом плане, то есть, то, что он способен сделать. Естественно, между этими направлениями присутствует значительная разница.
Именно философская сторона рассматривает человека в качестве активного создания, выступающего в антропологической ипостаси. Кант полагал, что изучение прагматической антропологии должно начинаться сразу после того, как заканчивается период школьного обучения. Прагматичное знание не может быть ограничено одним лишь развернутым знанием ою окружающих мировых вещах. Здесь необходимо присутствовать знание о человеческом существе, выступающем гражданином мира.
Главное, что философская антропология рассматривает человеческое существо во всей его целостности.