Философия истории – это особенный раздел философской науки, который отвечает на проблемы объективных закономерностей и предоставляет духовно-нравственное обоснование исторических процессов, ищет пути для реализации сущности человека в истории.

Объект философии истории

Соответственно, основным объектом философии истории оказывается исторический процесс и все, что происходит на протяжении того или иного изучаемого периода. Впервые само понятие было внесено еще в восемнадцатом столетии просветителем Вольтером, считавшим, что задачей историка является не простое описание происходящих событий и их изложение согласно хронологического порядка, а философское истолкование исторического процесса, анализ бытия и фактов с соответствующими результатами.

Естественно, здесь речь шла о появлении самого термина. В действительности, философские проблемы волновали историков еще с древности. Например, в трудах того же Гесиода, Августина Аврелия, Тацита можно встретить немало попыток осмысления исторического процесса, выявления основных сил, связанных с его развитием и изменениями.

Древними греками мир воспринимался в эстетическом плане в качестве завершенного Космоса, который был гармоничным и цикличным. Шла речь о Космосе или о человеческой жизни, они старались увидеть повсюду явления круговорота, как геометрического образа, символизирующего вечность. Даже понятие времени Платон рассматривал в качестве одного из образов вечности.

Античные взгляды

Соответственно, философию историю они рассматривали в виде бесконечного становления и непрекращающегося возвращения:

  • Мировых пожаров (Гераклит);
  • Переселения душ (Платон).

Античными философами повсюду наблюдалось чередование исторических событий, имеющее определенные закономерности. Такое историческое понимание было эсхатологическим.

Христианские взгляды на объект философии истории

Идея круговорота была преодолена в христианском периоде. Узловыми историческими пунктами здесь было рождение Христа, его гибель и второе пришествие, которое должно произойти в будущем. У исторического процесса появляется конечный пункт, который, впрочем, достигается лишь тогда, когда человечество становится Богочеловечеством. История наполняется смысловыми значениями.

Интерпретация исторических периодов – христианско-эсхатологическая. Также прослеживается связь с провиденциализмом, указывающим на Божественное проведение, которое правит окружающим миром. Над разработкой данной концепции упорно трудился Августин Аврелий. По его мнению, история должна быть систематической реализацией планов Всевышнего по мировому управлению.

Возрождение и просветители

Впоследствии данным концепциям были противопоставлены рациональные объяснения – особенно, представителями периодов Возрождения и просветителями. Божий замысел был заменен естественным историческим законом и явлением прогресса.

Просветители полагали обязательное прохождение человечеством одинаковых этапов развития, начиная с первобытного варварства, феодальных отношений и доходы до эпохи городов, появления законодательства. Когда же данный цикл завершается, развитие происходит снова по аналогичным стадиям.

Процесс развития в этом случае больше напоминает спираль, является бесконечным и прогрессивным. Исторический процесс не имеет конечных точек и временного значения. Например, по мнению Гердера, история является закономерным культурным развитием. Много времени философии истории было посвящено Гегелем, который под философией историей подразумевал историческую науку, заключающую в себе определение свободы духа, разумные моменты, явление самосознания, а также свободу духа.

Классификация науки философии истории

Для более точного представления Гегель делил эту науку на:

  • Первоначальное историческое учение;
  • Рефлективное историческое учение;
  • Философскую историю.

Первоначальными представителями этой философии считались Фукидид и Геродот, которые занимались изложением исторических событий. За данными событиями они наблюдали со стороны или же были их непосредственными участниками.

Впрочем, контент их трудов и ограничен тем, что они излагали лишь то, чему были свидетелями сами, практически не прибегая к методам философской рефлексии.