Структура философии истории – это взаимодействие исторических направлений онтологии, гносеологии, истории и аксиологии, весьма тесно объединенных.

Если определять структуру философии истории, то она определяется методологическими установками разных последователей различных философских направлений, которые также появлялись в разное время. Причем внимание следует обращать не на расхождения, а на те общие проблемы, которые можно выделить в философии истории.

О структуре философии истории

Отдельно следует остановиться на главных составных частях такой науки:

  • Онтология – она является составной частью данного философского направления и занята рассматриванием вопросов исторического бытия. Здесь изучается содержание исторической науки, социальный прогресс и исторический детерминизм, развитие исторического пространства, человеческое место в окружающем мироздании.
  • Гносеология – она рассматривает проблемы, связанные с историческим познанием. Здесь особенно изучаются те или иные факты в истории, изучаются события, определяется специфичность исторических знаний.
  • История – здесь исследуются проблемы появления и дальнейшего роста науки, то, как формировался ее предмет и структура, как она подразделялась на различные разделы. Особенное внимание уделяется исторической периодизации.
  • Антропология – она занята изучением человеческой роли в исторических процессах, пытается выделить тех, кто делает саму историю. Основными субъектами данной науки считаются нация, толпа, социальные классы, пассионарии.

Также необходимо отметить функционал философии истории.

Функционал философии истории

Функции данной науки следует знать, чтобы хорошо разбирать в ее предмете. Поскольку философия истории – не что иное, как часть общей философской науки. Вместе с тем здесь присутствует собственный предмет, своя методика, свои исследовательские цели и, соответственно, свой функционал.

  • Функция мировоззрения. Формирование человеческого взгляда на историю связано с появлением собственных взглядов на различные исторические процессы, развитие социума, человеческую роль в исторических процессах.
  • Функция теории. Здесь рассматривается возможность проникновения внутрь тех или иных процессов истории, рассмотрение их теоретического смысла. Историческое прошлое реконструируется, устанавливается ценность события.
  • Функция методологии. В этом случае изучается возможность использования истории при изучении каких-нибудь самостоятельных явлений. Зачастую именно вывода, делаемые благодаря истории философии, оказываются реальным подспорьем в деле решения проблем в других науках, вроде той же экономики, психологии и так далее.
  • Функция прогноза. Изучение закономерностей истории помогает предвидеть тенденции общественного развития, формировать ее подсистемы, делать прогнозы на общественное развитие.

Следует отметить, что рассматриваемые функции взаимосвязаны и не представимы без собственного содержания.

Практическое значение и структура истории философии

Нельзя также не вспомнить о практической ориентации философской науки. Практика здесь представлена человеческой деятельностью, задачей которой является достижение поставленных целей. Философ, занимающийся теорией, оказывается практичным только в области мыслительных процессов. Эстетика притягивает все прекрасное, и его практичность проявляется в возвышенных сферах.

Тем не менее, даже у теоретиков и эстетиков, тем более, историков, практические границы могут быть существенно шире и универсальны. Так или иначе, философия заключена в принесении пользы человеку и историческую науку вполне можно использовать в этих целях.

Благодаря философской направляющей выявляются и вырабатываются значения человеческой деятельности, в чем реализуется философский практический потенциал. Только сначала может показаться, что философская составляющая истории только и нужна для того, чтобы оперировать теоретическими идеями, которые далеки от насущных целей. Вышеуказанный функции, выполняемые философией истории, прекрасно показывают ее истинное значение и немаловажность.