Философия истории – это особенный раздел философской науки, рассматривающий исторические процессы с философской точки зрения.

Формирование науки

Необходимо отметить, что определенные элементы осмысления исторических реалий через призму философии присутствовали еще в трудах античных мыслителей и историографов. По сути, даже в средневековье не было четкого отделения истории от той же теологии.

Если же говорить о формировании истории философии в качестве особенного раздела, то это произошло уже в восемнадцатом столетии. У же в некоторых трудах мыслитель Гердер отмечал философию историю в качестве самостоятельной дисциплины. Достаточно большой вклад впоследствии сделали Шпенглер, Ясперс, Гегель, Маркс и так далее.

Задачи философии истории как науки

Необходимо говорить о том, что задачи, контент и проблематика дисциплины со временем менялись. Если говорить о современном разделе этой науки, то он направлен на решение следующих задач истории философии:

  • Исследовать развитие человеческой истории с правильным ее делением на эпохи с периодами, классификацией по культурам и цивилизациям, определение общих схем.
  • Проанализировать общие формы исторического процесса, которые указывают на взаимоотношения прошлого, настоящего и грядущего. Интересно, что есть такие философские теории, которые представляют историю прямой линией, вследствие чего времена не повторяются. Другие теории направлены на представление истории в виде круга, гарантирующего постоянное повторение и отсутствие новизны. Наконец, третья точка зрения представляет исторический процесс в виде спирали, поскольку историческое движение рассматривается в качестве сочетания линейного и кругообразного движения.
  • Изучать основные факторы, действующие во время исторической эволюции. Здесь может быть много точек зрения, включая божью предопределенность, действие исторических закономерностей, детерминации исторических ценностей, взаимосвязь между духовной и материальной культурой и так далее.
  • Исследовать исторический смысл, основные исторические направления и также цели при их наличии.
  • Изучать постепенное создание человечества и исторического процесса.
  • Прогнозировать общие тенденции, связанные с будущим развитием.
  • Анализировать исторический предмет и выявлять факторы, связывающие исторические науки в единую систему.

Для нормального решения всех вышеперечисленных задач философии истории требуется тесное взаимодействие философии истории с непосредственной исторической наукой. Естественно, это не исключает постоянную полемику и наличие определенных противоречий между ними. Тем не менее, по выражению Лакатоса, философия истории оказывается абсолютно пустой без самой истории. Сама же история будет слепой без использования философской науки.

Различия между историей и философией

Вместе с тем подходы к реальным историческим процессам у этих двух дисциплин оказываются различными. Историк занят только прошлыми временами без составления прогнозов и анализов с оглядкой на будущее. Им рассматривается лишь тот ход событий, который уже произошел, не поддерживаются никакие возможные мысленные эксперименты с проекцией исторической ситуации на настоящие реалии или будущее. Соответственно, исторические книги подразумевают описание какой-то определенной эпохи с определенной точки зрения, которая существует в настоящем.

Что же касается взгляда исторического философа, то он оказывается более широким. При выявлении тех или иных событийных линий в прошлых эпохах он продолжает их в прогнозируемом будущем. В отличие от историка, философ не станет избегать вербализации собственных представлений, связанных с настоящим и не станет отстраняться от настоящего.

Здесь настоящее рассматривается в качестве важного момента, соединяющего прошлое и грядущее. По сравнению с историей, не стремящейся ничему научить и потому считающейся объективной, философия является более дидактической наукой. Собственно, сама связь прошлого, настоящего и грядущего является обучаемым фактором.

Главное, чтобы при изучении той или иной дисциплины не потерять окончательно связи с настоящим и, наоборот, не дать настоящему доминировать над историческими процессами прошлого.