2.1. Ядром догматики является учение о Боге. В догматико-систематической теологии учение о Боге — это попытка удостоверить понятийно-мыслительными средствами понимание Бога, явленное в канонических текстах и представленное в традиции. Такое удостоверение не означает лишь экзегетическую реконструкцию библейского образа Бога. Оно предполагает мыслительное развертывание основополагающего канонического содержания на основе всего опыта человеческого существования, в том числе с помощью философского познания.

Философия, используемая в догматической теологии, есть философская метафизика. Под метафизикой мы понимаем - применительно к нашей теме — общую теорию действительности в целом. Как правило, она носит форму концептуализации принципов или реальностей, определяющих совокупную действительность.

Использование философской метафизики в догматической теологии, ее во многих отношениях основополагающее значение для догматики являются общепризнанными.

2.2. Следует отметить, однако, что в христианской традиции практически всегда присутствовала и антиметафизическая установка. В некоторые периоды она усиливалась, в другие проявлялась более сдержанно. Антиметафизическая установка обосновывается главным образом ссылками на то, что никакие варианты метафизики не могут быть адекватными истине откровения.

Оппоненты метафизики признают, что в течение двух с половиной тысячелетий метафизика имела нормативное значение для западной мысли, была "направляющим логосом" европейской культуры. Однако в настоящее время метафизика стала "сомнительной в радикальном смысле", что проявляется, в частности, в том, что ее категориальные оппозиции, такие, как "дух—материя", "рациональное—иррациональное" и др., уже не воспринимаются как нечто очевидное. Все это предписывает, по мнению оппонентов, "новое, критическое отношение" к метафизической традиции. "Нынешний кризис метафизики", как они заявляют, не может не иметь последствий для христианства вообще и, в первую очередь, для христианской теологии. Кризис метафизики ставит под сомнение христианскую идентичность.

Христианство должно поэтому, по мнению оппонентов заси-лия метафизики в теологии, искать сегодня и обрести свою идентичность вне метафизических путей. Метафизика столь долго оформляла язык теологии да и веры вообще, что в настоящее время обновить этот язык можно только посредством сознательной и упорной борьбы с метафизикой.

При ближайшем рассмотрении выясняется, что все подобные призывы остаются лишь диагнозами и императивами, за которыми не следует конкретная и убедительная реализация программных требований всех этих деклараций. Вообще очень трудно представить, каким же будет христианство, освобожденное от метафизического содержания, неотъемлемого от христианства в течение почти двухтысячелетней истории.

2.3. Христианская теология должна представить Бога как абсолют, как высшее бытийное начало совокупной действительности (соответственно — представить его как: всеобъемлющий онтологический объяснительный принцип). При этом такой принцип должен предстать и как основа интеллигибельности реальности, в том числе исторической и индивидуально-жизненной реальности. Все это означает, прежде всего, что догматическая теология должна иметь возможность опереться на соответствующую метафизику.

Такой метафизикой может быть только теистическая метафизика в одной из своих разновидностей. При всех различиях и своеобразии догматических учений в православной, католической и протестантской теологии собственно философский компонент в каждом случае будет представлен тем, что было названо "классическим метафизическим теизмом".

В данной работе мы подробно проанализировали различные варианты теистической метафизики, при этом особое внимание было уделено "философско-теистическому понятию" в его классической форме и процесс-теизму как наиболее влиятельной современной альтернативе классической версии философского теизма.

Мы завершим свой анализ указанием на то важнейшее обстоятельство, что теистическо-метафизическое содержание — образуя лишь компонент догматике-теологического учения в его полноте — претворяется в таком учении в надфилософскую по своей сути концептуальную и смысловую связь.