"Естественная теология"
В историческом плане принципиальная возможность автономного философского богопознания была дана вследствие автономизации философии по отношению к античной религии, а также вследствие того, что античная философия просто предшествовала во времени христианству.
В эту же эпоху можно говорить о появлении - и терминологически, и по содержанию - философской теологии. Философская теология предстает как философское размышление о последней и высшей реальности, определяющей всякую другую реальность.
Принципиальная возможность, а также способы реализации этой возможности в античной философии в христианскую эпоху были продолжены именно в "естественной теологии".
Естественная теология в ее классической форме на протяжении всего своего существования была теснейшим образом связана с традицией схоластической мысли*. Разумеется, история схоластической традиции не совпадает полностью с историей естественной теологии. Схоластическая традиция шире в тематическом плане. Кроме того, естественная теология как предметно и методологически осознанное теоретическое предприятие появляется в рамках уже существующей схоластической мысли.
Несмотря на обрисованную теснейшую связь естественной теологии и со средневековой схоластикой, и со "второй схоластикой" и с неосхоластикой двух последних столетий, было бы неправильно увязывать естественную теологию исключительно со схоластической традицией. Важно то, что естественная теология существовала в европейской философии и теологии, вообще в европейской культуре как определенная теоретическая программа, провозглашающая и реализующая принцип относительно автономной философской теологии, прежде всего автономного философского познания Бога.
Неслучайно поэтому в истории европейской мысли сама идея автономного философского богопознания всегда ассоциировалась в первую очередь с традицией естественной теологии. Условия появления этой традиции, процесс ее оформления и развития - вот что наиболее часто понимается под автономным философским богопоз-нанием. Если говорить современным языком, то естественная теология всегда воспринималась как парадигма автономной философской теологии.
Более того, строго говоря, всякая иная философская теология является и в историческом и в логическом отношении продолжением естественной теологии. Естественная теология методологически, говоря современным языком, представляющая мир не как творение, но как "чистый мир", "чистую природу", выступает уже как "предварительная форма" иной философской теологии. Они, по существу, тождественны в своих исходных посылках и средствах осуществления. Остается только различие по результирующему построению.
На наш взгляд, философскую теологию, отличную от естественной теологии, следует понимать как завершение базисной тенденции естественной теологии к обособлению от теологии откровения.
Именно в силу указанных причин мы, исследуя общие характеристики автономного философского богопознания, обращаемся прежде всего к естественной теологии. Мы предпримем попытку решить двоякую задачу: реконструировать теоретическую программу естественной теологии и одновременно оценить ее, опираясь на предложенные выше критерии оценки автономных философско-теологических концепций.
Итак, приступим к анализу естественной теологии, опираясь на выделенные критерии оценки автономных философско-теологических концепций. Разумеется, здесь речь может идти о естественной теологии только как об определенной теоретической программе. Кроме того, мы выделим основное содержательное ядро многообразных способов реализации данной программы. Все, о чем мы будем говорить здесь, будет подробно излагаться и анализироваться в последующих главах, посвященных автономной философской теологии, а также философско-религиозной антропологии.
Естественная теология стремится постичь бытие и сущностные характеристики Бога только посредством "естественного" света разума, опирающегося на "естественные" данности человеческого существования и на данность природы.
Естественная теология является той частью метафизики, которая исследует сущее с точки зрения его последнего, лежащего по ту сторону всякого опыта основания. Ее предмет - это Бог: его существование, его сущность и его действие.
4.1. Естественная теология решает все три основные тесно взаимосвязанные задачи автономного философского богопознания Она призвана, во-первых, доказать или подтвердить существование Бога; во-вторых, определить по возможности природу Бога; в-третьих, охарактеризовать отношения между Богом и миром, Богом и человеком.
Всякая конкретная естественно-теологическая концепция или концентрируется на решении одной из указанных задач, или, если предпринимается попытка решить все эти задачи в совокупности, предстает как целостное, относительно автономное философское учение о Боге.
Каждое развернутое естественно-теологическое построение по своим принципам, задачам и функциям является, по существу, метафизической системой. Эта метафизическая система может быть развернутой, соответствующей критериям метафизической тотальности, но может решать и ограниченное число философско-теологических проблем. Однако в любом случае базисный принцип естественно-теологического рассуждения предполагает установку на метафизическую системность.
Естественно-теологические построения предстают либо как традиционные доказательства бытия Бога, либо включают такие доказательства. Разумеется, они могут содержать и другие доказательства или указания на бытие Бога помимо традиционных, т. е. онтологического, космологического и телеологического. Должно быть лишь выполнено одно важнейшее, даже принципиальное условие: все доказательства или указания должны подтверждать существование Бога, который понимается в соответствии с фундаментальными теистическими представлениями.
Концептуализация философско-теистического понятия Бога является важнейшей задачей естественной теологии. Философский теизм в рамках естественной теологии — это те содержания, источником которых является только философский разум, опирающийся на опыт естественного человеческого существования, а соотнесение с откровением или носит итоговый характер, или вообще выносится за скобки.
Наполнение и углубление этого понятия является, по существу, не только содержательным, но и смысловым ядром естественной теологии как определенной философско-теоретической программы и парадигмы.
Философско-теистическое понятие Бога предполагает и совершенно определенный подход к проблематике отношений между Богом и миром, Богом и человеком.
Таким образом, всякое построение в рамках естественной теологии так или иначе всегда решает все основные задачи философского богопознания. Это задается самой логикой философско-теистического понятия как содержательной и смысловой сердцевины этого вида философско-теоретической деятельности.
4 2 Мы уже фактически определили естественную теологию, если исходить из второго критерия. Естественная теология неразрывно и логически, и исторически связана с философско-теисти-ческим понятием Бога, причем в его классической форме.
4 3 Если применить третий критерий, связанный с установлением тех основных средств философского рассуждения, которое образует основу того или иного философско-теологического построения, то можно уверенно утверждать, что всякое естественно-теологическое построение есть философское учение о Боге, создаваемое средствами онтологии.
Естественная теология - это философское богопознание, философское учение о Боге на базе онтологии. Онтологией называется философское исследование и философское учение о бытии, о сущем как таковом. Онтология изучает, если говорить коротко, наиболее общие свойства всех сущностей, как материальных так и нематериальных. Само обозначение появилось в XVII в. (Гок-лениус - 1613 г., И. Клауберг - 1656 г., окончательно у Христиана Вольфа) как обозначение метафизики бытия.
Всякое учение о Боге в естественной теологии - это определенная онто-теологическая концептуализация. Мы можем выразиться и так что в истории европейской философской и теологической мысли именно философская теология на базе онто-теологии чаще всего именовалась как "естественная теология".
В оформлении традиции философской теологии как онто-теологии особую роль сыграли два фактора. Первый из них связан с философией Аристотеля, а второй - с определенным содержанием Библии, где Бог говорит о себе как о "сущем".
Два базисных положения определяют суждения естественной теологии: во-первых, что присуще сущему как таковому, присуще и Богу но особенным образом; во-вторых, что присуще контингентно (случайно) сущему как контингентному, необходимо следует отрицать относительно Бога. Тем самым суждения естественной теологии строятся на принципе аналогии.
Философская теология как онто-теология, или естественная теология в соответствии со своей программой даст такой ответ на вопрос'о существовании и сущности Бога. Бог есть "само бытие (Ipsum esse) Само бытие есть необходимо существующая сущность.
В заключение отметим, что в силу указанной онто-теологи-ческой природы естественной теологии ее исторические судьбы оказывались тесно связанными с судьбами философской, онтологии вообще. Наиболее ярким примером в этом отношении можно считать ситуацию, сложившуюся вследствие критики Кантом традиционной метафизической онтологии. Дело здесь не только в его непосредственной критике так называемых традиционных доказательств бытия Бога. Философские позиции Канта можно было воспринять и как оспаривание принципиальной возможности традиционной онтологии со всеми вытекающими отсюда последствиями для естественной теологии в ее классической форме.
4.4. Обратимся, наконец, к четвертому критерию, на установление характера отношений между автономной философско-тео-логической концепцией и церковной теологией христианских конфессий.
Традиционно ситуация в отношениях между естественной теологией и систематической теологией христианских конфессий представляется довольно ясной в логическом отношении. Естественная теология понимает себя как предступень или "предсло-во" веры, ведущие с помощью "естественного" разума к сверхъестественной вере. Догматическая, или систематическая, теология как теология откровения содержательно расширяет и конкретизирует философское знание о Боге, полученное "естественным" философским разумом. Некое общее откровение, запечатленное в сотворенном мире, служит основой естественно-философского богопознания, а специальное историческое откровение, запечатленное в священных текстах и передаваемое в традиции, служит основой нормативного расширенного и единственно истинного знания о Боге, разрабатываемого на этой основе систематической теологией. Эта программа исходит главным образом из томистского представления об отношении между естественной теологией и теологией откровения, хотя сам Фома Аквинский не употребляет термин "естественная теология". Томистское понимание характера этих отношений оказало во многом определяющее воздействие на всю дальнейшую традицию.
Традиционное понимание отношения между естественной теологией и собственно теологией исходит, таким образом, прежде
всего из разграничения компетенций. Дисциплинарные различия обусловлены, в соответствии с таким подходом, разными возможностями богопознания.
Философский разум, лишенный "сверхъестественного освещения" ограничен в своих возможностях постижения сверхъестественного божественного самооткровения. Поэтому даже тем философиям, которые готовы или стремятся выполнять какие-либо религиозно-служебные функции, полагаются определенные, как правило, весьма жесткие пределы. Такова классическая модель отношений между естественно-теологическим и догматико-теологическим богопознани-ем. Она нашла свое наиболее последовательное воплощение в схоластической традиции - и в средневековой схоластике, и во "второй схоластике", и в неосхоластике.
Установка на то, что естественная теология как дело естественного человеческого разума должна получить дополнение и завершение в теологии, опирающейся на откровение и веру, предполагает, что религия не может пониматься как нечто, противоречащее разуму, нечто иррациональное. В соответствии с такой установкой между философским богопознанием и собственно религиозным отношением к Богу должна существовать какая-то общность.
4.5. Наряду с функциями, непосредственно связанными с разработкой философского учения о Боге, естественная теология традиционно выполняла и другие.
Одна из них заключается в демонстрации философскими средствами несостоятельности всех тех позиций, что оспаривают правомерность существования религии, прежде всего демонстрации несостоятельности различных вариантов атеизма. Суть усилий естественной теологии в данном плане заключается в следующем. Если кто-либо ставит под сомнение существование Бога, то тем самым он как бы отрицает последнее основание всего сущего в
его целостности.
Еще одна функция естественной теологии состоит в обосновании того, что религия, основывающаяся на Библии, библейская религия, является единственно истинной среди всех других религий Ведь нигде больше, как утверждается, Бог не предстает как "сущий", как абсолютное бытие, в своей вечности, единстве и трансцендентности дающее бытие всякому сущему. Всякое бытие, не соответствующее такому абсолютному бытию, есть не-абсолют-ное, соответственно конечное и несовершенное бытие. И если этому бытию поклоняются как божественному, то такое поклонение есть поклонение ложным богам, есть в действительности идолопоклонство.
И все же, несмотря на всю важность служебных по отношению к религии функций, которые выполняла естественная теология, отношение к естественной теологии в христианской традиции никогда не было однозначным. Отношение к античному философскому бо-гопознанию на раннем латинском Западе было столь же двойственным, как и отношение к античному философскому наследию вообще. Программа христианской естественной теологии, по существу, окончательно оформилась только в пору расцвета средневековой схоластики. Проблема естественной теологии получала различное решение в Новое время. Это было связано прежде всего с оформлением в западном христианстве двух конфессий. Католицизм в целом придерживался того отношения к естественной теологии, которое оформилось в рамках средневековой схоластики. Протестантизм, особенно на первых порах, в общем отрицательно относился к философской теологии как автономному богопознанию.
Отношение конфессиональной теологии к философскому богопознанию в Новое время определялось еще и таким важнейшим фактором, как оформление и развитие относительно автономной, т. е. не находящейся под жестким религиозно-институциональным контролем философии. Особого внимания в контексте рассматриваемой проблематики заслуживает то обстоятельство, что развитие философии означало и появление философско-теологических учений, не всегда совпадающих с построениями естественной и систематической теологии.
В двадцатом столетии естественная теология, соответственно ее право на существование наряду с теологией откровения столкнулась с крайней формой отрицания в теологии К. Барта. Вообще в реформатской, или кальвинистской, традиции, к которой принадлежит и К. Барт, всегда настороженно относились к естественной теологии.
Значительную роль сыграло критическое отрицание правомерности метафизики, исторически теснейшим образом связанной с естественной теологией, в философии М. Хайдеггера и в неопозитивизме*.
4.6. В концептуальном плане основу напряжений между собственно теологией как теологией откровения и естественной теологией образуют опасения со стороны первой относительно того, что сам принцип естественной теологии предполагает ее претензию в конечном счете на роль высшей инстанции, оценивающей веру и даже содержание богооткровения. Получается, как утверждают, что разум, по существу, задает содержание веры или выступает как некий гарант достоверности этого содержания. Если кратко подытожить подобные рассуждения, то можно сказать, что теологи опасаются идеи о том, что разум, находясь вне веры, может представать, как нечто обосновывающее веру. Подчеркнем, что опасение вызывает главным образом то, что разум может претендовать на подобные функции исключительно на своей собственной основе, т. е. с позиций полной автономии по отношению к факту и содержанию богооткровения.
Ответом на подобные опасения является указание на то, что философский акт богопознания, т. е. естественную теологию, в строгом смысле нельзя считать чем-то глубоко нерелигиозным или аре-лигиозным, направленным на то, чтобы сделать Бога всего лишь объектом философии, лишенным таинственности, величия и мощи. Философское богопознание нельзя считать чисто человеческим деянием. В таком богопознании божественная основа мира будто бы являет себя в акте миропознания.
4.7. Итак, выше была реконструирована теоретическая программа естественной теологии в ее традиционном классическом облике. Реконструкция была осуществлена с опорой на предложенные нами критерии оценки автономной философской теологии, прежде всего соответствующего философского учения о Боге Такая программа может служить идентификационным признаком или определенным совокупным критерием оценки не только конкретных концепций, ориентированных на реализацию программы естественной теологии, но также и оценки разнообразных концепций, в той или иной форме стремящихся к решению задач автономной философской теологии, в первую очередь к созданию автономного философского учения о Боге.