1 В истории философской теологии проблематика подтверждения бытия Бога всегда обладала определенным приоритетом, несмотря на то, что на протяжении весьма значительного периода этой истории существование Бога не подвергалось всерьез сомнению Обоснования существования Бога посредством "естественного" т е философского, разума разрабатывались первоначально в условиях, когда сомнение в этом существовании носило гипотетический, соответственно "несерьезный" характер. По существу, безусловная уверенность в существовании Бога образовывала и культурный и интеллектуальный горизонт философско-теологических усилий подтвердить и доказать существование Бога*. Религиозное понимание мира и самопонимание человека были чем-то самоочевидным. В европейской культуре так было до периода утверждения и расцвета философии и науки Нового времени в XVII XIX вв. Лишь в эпоху Просвещения сомнение и религиозный скептицизм становятся предметом серьезного выбора.

Философское обоснование существования Бога заключается в разработке философской аргументации в пользу наличного, реального" бытия Бога. Во всех случаях средством обоснования выступает философское рассуждение, опирающееся на те или иные природно-космические, социально-исторические и индивидуально -

------ ^Это~не означает, разумеется, что в культурном сознании отсутствовала

илея возможного несуществования Бога. Такая идея задавалась некоторыми ^^^^Библии. Но как в

турком сознании до Нового времени речь может идти лишь о весьма периере рийной и малодостойной возможности.

жизненные явления, данные в человеческом опыте. Таким образом, из трех главных источников верования в существование Бога — разума, опыта и откровения — философско-теологические попытки обосновать существование Бога базируются на опыте и разуме. Соответственно поиски новых опытных и мыслительных ресурсов всегда образуют суть попыток подтвердить наличные или создать какие-то новые способы обоснования существования Бога.

2. Обратимся к терминологии. Укажем прежде всего, на то, что особенность современных подходов к проблемам подтверждения существования Бога проявляется уже в словоупотреблении. Это существование не столько доказывается, как это было в традиции, сколько "обосновывается", "подтверждается", на него "указывают". Для этого существования ищут свидетельства, его представляют как нечто вероятное, как более вероятное, нежели его отрицание, и т. п. В тех же случаях, когда сохраняется слово "доказательство", нередко оговаривается само понимание "доказательства" с целью отмежеваться от традиционного понимания.

Для обозначения усилий, предпринимаемых с целью теоретического подтверждения существования Бога, используются несколько понятий, основными из которых являются "доказательство", "аргумент", "демонстрация" и "указание".

Понятие "доказательство" является традиционным. Оно в наибольшей степени связано с естественной теологией в традиционном понимании. И сегодня это понятие весьма употребительно. Однако используется оно, как правило, с оговорками, которые призваны показать, что "доказательство" не следует понимать ни в смысле классической философской теории, ни по аналогии с естественно-научным или математическим доказательством. Подобные оговорки имеют целью, по существу, выразить оттенок проблематичности самого предприятия по теоретическому обоснованию существования Бога.

Это же обстоятельство призвано выразить и понятие "аргумент".

Понятие "демонстрации" должно исходить из внерелигиозного опыта. Демонстрация также означает выявление чего-то, что ранее не было известно.

"Указание" подразумевает как бы повторное обнаружение чего-то, уже каким-либо образом известного.

Мы будем использовать главным образом слово "доказательство" в силу того, что оно, как уже сказано, является традиционным и наиболее точно, на наш взгляд, передает принцип философской теологии, заключающийся в том, чтобы при доказательстве реального бытия Бога исходить из внерелигиозного опыта, из сугубо естественных, мирских данностей.

3. Следует сразу же подчеркнуть, что весьма распространенное мнение, будто бы все попытки философского подтверждения существования Бога сводятся к разработке доказательств бытия Бога, является неверным. Действительно, в традиции европейской мысли усилия философски обосновать существование Бога было связано преимущественно с так называемыми традиционными доказательствами бытия Бога. Правомочность теизма очень часто ставилась и ставится в зависимость от правомочности трех традиционных теистических доказательств - онтологического, космологического и телеологического. Эти доказательства демонстрируют удивительную историческую устойчивость, обусловленную не в последнюю очередь строгостью и четкостью аргументации этих доказательств*.

Тем не менее разработкой доказательств бытия Бога в их традиционном виде отнюдь не исчерпываются усилия философской теологии продемонстрировать или подтвердить существование Бога.

Европейская философия настойчиво искала и другие пути. Правомерно утверждать, что всякие новые способы философско-по-знавательного отношения к бытию рано или поздно использовались в качестве средства подтвердить существование Бога.