Философско-религиозная антропология
В предыдущей части работы подчеркивалось, что специфика философской теологии, особенно философской теологии как автономного философского богопознания, заключается в том, чтобы создавать учение о Боге сугубо философскими средствами. Это предполагает в первую очередь, что существование Бога обосновывается посредством обращения к данностям "естественного" опыта, т. е. обращения к природно-космической сфере, к социально-исторической сфере, к данностям индивидуальной человеческой жизни. Философское осмысление характера божественной реальности также осуществляется прежде всего посредством тех мыслительных ресурсов, которые выработаны в результате философского постижения "естественных данностей" человеческого существования, т. е. постижения всех сред его существования.
Мы уже в основном видели, какие опытные ресурсы и мыслительные средства используются философской теологией для решения своих задач. В связи с этим или, вернее, в продолжение возникает вопрос: а способна ли философская теология реализовать свой проект посредством соответствующей концептуализации человека как целостного феномена? Мы имеем в виду такую концептуализацию сущностной структуры человека, создание такого "онтологического образа" человека, который самим своим "составом" будет свидетельствовать о божественном Творце. Бытийная сущностная структура, т. е. структура, являющаяся условием возможности существования человека, должна быть прозрачной относительно своего творца.
Концептуализацию такой структуры можно было бы считать одним грандиозным подтверждением бытия Бога. Кроме того, ее можно было бы рассматривать и как определенную философскую концептуализацию характера божественной реальности, поскольку мы получили бы подтверждение фундаментальным представлениям религиозной традиции.
Одним словом, реализация философско-антропологического проекта, о котором идет речь, означала бы решение основных задач философской теологии, причем весьма эффективным способом.
В этой части нашей работы мы попытаемся выработать теоретическую программу, которая должна была бы лечь в основу искомого проекта. Кроме того, мы рассмотрим ряд современных фило-софско-антропологических концепций, которые, на наш взгляд, в наибольшей степени приблизились к его реализации.
Программа такого проекта должна создаваться на основе современной философии. При этом главным ее источником должна служить современная философская антропология, а также другое теоретическое антропологическое знание.
В связи с этим наша первостепенная задача заключается в установлении места философско-религиозной антропологии, как мы ее представляем, в контексте теоретического антропологического знания.