После того как мы в общем систематическом плане охарактеризовали философскую теологию как автономное философское бого-познание, нам необходимо установить какую-то типологию применительно к многообразным автономным философско-теологичес-ким учениям. Разработка типологии предполагает опору на какие-то критерии. Укажем те критерии, которые положены в основу нашей типологии автономных философско-теологических учений.

Философско-теологические концепции можно разделить по задачам. В зависимости от целеполагания конкретная философско-теологическая концепция может решать одну из трех основных задач философского богопознания, на которые было указано выше, или решать в систематизированной совокупности, представая как более или менее целостное учение. Это первый критерий.

В любом варианте конкретная философско-теологическая концепция неизбежно соотнесется с определенной философской идеей или понятием Бога. Характер такой идеи или такого понятия является вторым критерием классификации философско-теологических построений. Здесь имеет смысл отметить, что мы предпочитаем выражение "философское понятие Бога" выражению "философская идея", поскольку оно, как представляется, четче свидетельствует об онтологической интенции философско-теологического теоретизирования.

Место и значение философского богопознания определяется прежде всего тем, что оно представляет собой попытку философского постижения сущности Бога. Создание философского учения о Боге является главнейшей задачей философского богопознания. Философское учение о Боге неизбежно будет либо теистическим, либо какой-то формой отрицания теизма. Теизм является фундаментальной религиозной установкой европейской цивилизации, и европейская философская теология неизбежно будет соотноситься в той или иной форме с теизмом, пока она остается европейской философией.

Представляется поэтому возможным разделить философские учения о Боге на теистические и на такие, где выдвигается претензия на какую-то альтернативу теизму. Разумеется, возможно и более дифференцированное членение, в частности деление на классический и неклассический философский теизм.

В качестве третьего критерия могут служить используемые философской теологией средства для решения своих основных задач. Речь идет, по существу, о дифференциации философии по тематическим разделам, по базисным принципам философского рассуждения и т. п. Соответственно рядом с очевидно преобладающим в традиции онтологическим подходом к философско-теологической проблематике существует, например, трансцендентал-философский подход, причем в различных вариантах.

Как четвертый критерий можно использовать отношение той или иной автономной философско-теологической концепции, прежде всего предлагаемого ею философского понятия божественной реальности, к церковной теологии христианских конфессий. Определение характера этого отношения позволяет также указать функции философского богопознания. Базисными вариантами здесь выступают служебные пропедевтические функции по отношению к церковной теологии христианских конфессий, с одной стороны, и полностью автономное конституирование религиозного отношения, "философской веры" — с другой.