Нетрадиционные и новаторские философско-теологические поиски
Мы уже обращали внимание на то обстоятельство, что всякие философско-теологические поиски, в первую очередь усилия создать какое-то нетрадиционное философское учение о Боге, в историческом и в логическом отношении являются продолжением естественной теологии.
Если подходить строго, то сама идея отхода от естественной теологии, прежде всего сама идея о возможности выработать какое-то нетрадиционное понимание природы божественной реальности, могла появиться только тогда, когда уже можно говорить о наступлении постхристианской эпохи в отношениях между философией и теологией. Другими словами, подобная идея могла появиться только в связи с фундаментальными изменениями, которые отчетливо обозначаются во второй половине XVII в.
Здесь следует упомянуть и так называемую естественную религию, поскольку в Новое время естественная теология нередко соединялась с естественной религией. Иногда термины "естественная теология" и "естественная религия" воспринимались даже как тождественные. Идея естественной религии как религии, базирующейся только на естественном разуме, связана с деизмом и Просвещением. Крайние представители концепции естественной религии рассматривают все "позитивные", т. е. базирующиеся на откровении, религии, в том числе и христианство, как следствие процесса искажения и падения по отноше
нию к некоей первоначальной нормативной естественной религии с ее основными идеями — Бога, свободы, бессмертия души*.
Мы разделяем автономные философско-теологические концепции, в которых предпринимаются попытки создать философское учение о Боге, в той или иной форме и степени отличающееся от классического философско-теистического учения, на нетрадиционные и новаторские.
Под "нетрадиционными" мы понимаем попытки разработать какие-то альтернативы "классическому" теизму, а под новаторскими — усилия создать нетеистическое философское учение о Боге. Как правило, попытки создать философское нетеистическое учение о Боге на деле приводит к концептуализациям, которые просто не носят отчетливого теистического характера. Это выражается в том, что подобные концептуализации могут в принципе получить теистическое толкование.
Постараемся квалифицировать такие философско-теологические усилия, исходя из предложенных выше критериев оценки автономных философско-теологических учений. Оценка в случае необходимости будет дифференцироваться применительно к нетрадиционным и новаторским учениям.
5.1. Всякое нетрадиционное и новаторское философское учение о Боге неизбежно должно стремиться к решению всех основных задач философского богопознания. Они указывают средства, с помощью которых удостоверяется существование высшей реальности; эксплицируют, насколько считают возможным, природу этой реальности; наконец, стремятся представить характер отношения между высшей реальностью и мирской действительностью.
Такая установка на всеохватность или целостность связана именно с нетрадиционностью или даже новаторством в подходе к задачам философского богопознания. Такие автономные философско-теологические концепции должны в той или иной форме обосновать свой отход от традиционных представлений.
5.2. Ключевое значение в нетрадиционных и новаторских философско-теологических поисках имеет, разумеется, концептуализация природы Бога. Ведь нетрадиционность и новаторство проявляются как раз в характере предлагаемого и обосновываемого философского понятия Бога.
При анализе нетрадиционного или новаторского философского богопознания отправным моментом может послужить отношение к традиционной естественной теологии, ее учению о Боге. Напомним, что учение о Боге традиционной философской, или естественной, теологии, ее результирующую идею Бога можно квалифицировать как "классический философский теизм".
Такой подход создает условия для указания на возможные типы нетрадиционного или новаторского философского богопознания Нетрадиционное философское богопознание - это прежде всего какие-то новые подходы к разработке философско-теистического понятия Бога. А новаторское философское богопознание - это попытки создать философское нетеистическое понятие Бога.
Таким образом, все нетрадиционные и новаторские поиски в сфере осмысления или концептуализации философского понятия Бога располагаются в спектре между какими-то изменениями в классическом философско-теистическом понятии Бога и созданием новаторского нетеистического философского понятия Бога.
Следует отметить, что разработка какого-то философского понятия Бога, носящего радикально нетеистический или антитеистический характер, является скорее чисто мыслительной возможностью, лишь "представимой идеей". Здесь необходимо оговорить весьма существенное условие. Это остается лишь представимой возможностью, пока речь идет о философской теологии на почве европейской философии.
5.3. Нетрадиционные и новаторские поиски в автономной философской теологии могут вестись с помощью самых разнообразных философских средств. При этом, однако, всегда будет присутствовать "онтологическая интенция". Всякое философско-теологи-ческое теоретизирование должно представить Бога как бытийную, а не только мыслительно возможную реальность, более того, должно представить Бога как безусловное бытие.
5.4. Обратимся к оценке нетрадиционных и новаторских фило-софско-теологических концепций с позиций их отношения к теологии христианских конфессий, прежде всего отношения к догма-тико-систематической теологии. Ведь речь идет в первую очередь о философских учениях о Боге, а конфессионально-догматическое учение о Боге разрабатывается именно в догматике.
5.4.1. Нетрадиционные философско-теологические учения, претендующие на разработку каких-то альтернатив классическому фил о-софско-теистическому учению, могут сохранять определенные отношения с систематической теологией, с ее догматическим учением о Боге. Отношения эти будут такого рода, что соответствующее нетрадиционное учение будет претендовать на внесение некоторых изменений в догматическое учение о Боге. Дело в том, что важнейшим компонентом церковно-догматического учения о Боге является традиционное философско-теистическое понятие, и изменения в догматическом учении, проистекающие из философской теологии, будут изменениями этого понятия.
Обратим внимание и на следующее обстоятельство. Экзегетическая теология и библеистика все более полно выявляют историческую многослойность и многосмысленность Библии, так что теология не может считать ее содержание чем-то совершенно однозначным. В этой ситуации нетрадиционные философские учения о Боге могут считать себя вправе предложить нетрадиционные экзегетические средства. Речь идет о том, что нетрадиционное философское понимание сущности Бога может выступить в качестве герменевтического средства по отношению к содержанию Библии.
Все это проистекает из того, что нетрадиционные концептуализации философского теизма в общем сохраняют признание божественного откровения, соответственно признают нормативное значение содержания Библии.
5.4.2. Новаторская философская теология в отличие от естественной теологии ни в своих отправных моментах, ни в характере рассуждения, ни в результирующем построении не обязана соотноситься с "божественным откровением". Это проявляется прежде всего в попытках нетеистической концептуализации характера божественной реальности. Соответственно отсюда очевидно, что она реализуется вне соотнесения с теологией христианских конфессий.
Понятно, что новаторская философская теология, верная своим принципам, является чем-то неправомерным с позиций конфессиональной теологии во всех ее разновидностях.
Философская теология новаторского типа реализует, по существу, программу превращения философии в религию. Прежде всего она концептуализирует Бога - "центральную религиозную действительность". А всякая такая концептуализация имплицирует и определенное отношение к божественной реальности, т. е. конституирует основополагающее религиозное отношение. Кроме того, философское учение о Боге концептуализирует и характер отношений между Богом и миром, между Богом и человеком, а эта концептуализация определяет и вид религиозного отношения к миру, религиозного поведения в мире.
Разумеется, новаторское философское учение о Боге само по себе вряд ли способно конституировать целостное религиозное отношение. Тем не менее оно способно образовать основу определенной "философской веры".
С определенной точки зрения философскую теологию, предполагающую некое полностью автономное философско-те'ологи-ческое конструирование, в результате которого создается какое-то новаторское философское учение о Боге, можно понимать как завершение базисной тенденции естественной философской теологии к обособлению от теологии откровения. Естественная теология, сопрягающаяся с "естественной религией", может претендовать не только на предшествование позитивной религии, но и на критические позиции по отношению к ней.
Таким образом, различение естественной и новаторской (в обсуждаемом смысле) философской теологии определяется в конечном счете отношением к возможности и содержанию божественного откровения. Это конституирующий принцип различия.
Вместе с тем можно отметить и фундаментальную общность между этими типами философской теологии, заключающуюся в том, что важнейшей целью во всех случаях остается, по определению, философское богопознание, исходящее только из естественных данностей человеческого существования.
§ б. Заключение
Ключевая проблема автономного философского богопозна-ния — это проблема того, а может ли Бог, божественная реальность быть предметом философского познания в строгом смысле. Последовательно положительный ответ предполагает включение божественной реальности, Бога как предмета наряду с другими предметами в сферу предметности философии. А это означает отрицание абсолютной мощи, абсолютной уникальности, абсолютной инаковости, абсолютной всеохватности и т. п. этой реальности.
Превращение Бога, божественной реальности в предмет философского богопознания означает, кроме того, и подчинение этой реальности правилам или закономерностям функционирования познавательной способности человека. Божественная реальность ставится в зависимость от логических операций, закономерностей формирования понятий и т. п. И в силу данного обстоятельства мы неизбежно приходим к отрицанию безусловности божественной реальности.
Если говорить религиозным языком, философское богопозна-ние означает устранение неисчерпаемой по глубине и возвышенности таинственности божественного бытия.
Другая важнейшая проблема заключается в установлении, а изменяется ли что-либо, если метафизическая первопричина, "субси-стирующее бытие" и т. п. получают название "Бог".
Ответ на этот вопрос всегда представлял огромную и основную трудность для философской теологии, поскольку нелегко отождествлять метафизическую идею божества, концептуализируемую ею, с Богом религии. В современном философском бого-познании этот вопрос, по существу, обходится, что свидетельствует еще раз о размывании границ между догматическим и философским богопознанием.
Для новаторской философской теологии, отказывающейся от соотнесенности с библейским содержанием, а также от традиционных критериев божественного, проблема заключается в нахождении таких критериев, которые могли бы подтвердить божественность реальностей, концептуализируемых в качестве таковых.
Итак, повторим, что философская теология как относительно автономное философское богопознание стремится к решению трех основных тесно взаимосвязанных задач. Она призвана, во-первых, продемонстрировать или подтвердить существование Бога; во-вторых, определить по возможности его природу; в-третьих, охарактеризовать отношения между Богом и миром.
Рассмотрение того, как философская теология решает эти задачи, составляет содержание последующих глав данного сегмента (Части II) нашей работы.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ