Философская теология решает три основные тесно взаимосвязанные задачи. Она призвана, во-первых, подтвердить существование Бога; во-вторых, определить по возможности природу Бога; в-третьих, охарактеризовать отношения между Богом и миром, Богом и человеком. Всякая конкретная философско-теологическая концепция или концентрируется на решении одной из указанных задач, или, если предпринимается попытка решить все эти задачи в в совокупности, предстает как целостное, относительно автономное философское учение о Боге.

Каждое развернутое философско-теологическое построение по своим принципам, задачам и функциям является, по существу, метафизической системой. Эта метафизическая система может быть развернутой, соответствующей критериям метафизической тотальности, но может решать и ограниченное число проблем философского богопознания. Однако в любом случае основной принцип философско-теологического рассуждения предполагает установку на метафизическую системность.

На наш взгляд, глубинный смысл усилий по созданию философского учения о Боге проясняется лишь в свете вопроса античной философии об истинной природе божественного, противопоставляемой всяким мнениям, обусловленным человеческими устремлениями низшего порядка или человеческим невежеством. Постановка такого вопроса была истоком философско-метафизи-ческой теологии. Базисное устремление античной философской теологии постичь природу божественного саму по себе явилось одним из важнейших конституирующих импульсов христианской теологии, а также философской теологии.