Как уже говорилось, представленная выше программа является, по существу, нормативным проектом. В то же время в литературе существуют концепции, которые, на наш взгляд, в наибольшей степени приближаются к воплощению данного проекта. Соответственно, мы эксплицируем здесь эти концепции.

Их содержание в своей совокупности позволит читателю наглядно представить не только философско-религиозную антропологию как таковую, но и состояние современного философско-ант-ропологического знания в целом.

Основным источником анализируемых концепций явилось творчество основоположников современной философской антропологии Макса Шел ера, Гельмута Плеснера и Арнольда Гелена*.

Воздействие Шелера на философско-религиозную антропологию определяется широким интересом к его основным философс-ко-антропологическим идеям. К их числу следует отнести прежде всего принцип философско-аргументативного соотнесения образа человека с божественной реальностью, а также идею открытости человека миру. Истолкование открытости человека миру в смысле его определенной надмирности, утверждение, что условием ее возможности является богооткрытость человека, т. е. в конечном счете соответствующий замысел Бога-творца для философско-религиозных антропологов выступает как основное средство соотнесения

человека с Богом. Широкое применение нашли и другие идеи Ше-лера, особенно те, которые характеризуют дух человека.

Идея Плеснера об эксцентрической позициональности человека, в соответствии с которой последний постоянно выходит за пределы мира, также может использоваться для философского обоснования "надмирности" человека. Философско-религиозные антропологи по-своему интерпретируют и ряд других характеристик человеческого бытия, вытекающих из тезиса об эксцентрической позициональности.

Разнообразное применение находят и идеи Гелена. Так, его основополагающее утверждение о биологической неспециализированное™ человека истолковывается в смысле служебной специализированное™ психофизической организации человека по отношению к духу. Эта служебная специализированность должна в конечном счете предстать как соответствующий замысел Бога-творца.