Как сфера научных и философских знаний социальная экология сложилась совсем недавно — с конца 60-х до середины 80-х годов нашего столетия. Это, однако, не означает, что экологические проблемы — явление только Новейшего времени. Несомненно, они имели место и в прошлом, но отсутствие достаточно полной информации о ранних этапах развития биосферы позволяет говорить о них по большей части в гипотетической форме.

История экологических катастроф

К такого рода предположениям относится, например, гипотеза о гибели динозав - ров в результате экологической катастрофы. Ученые, исследовавшие мелкие стеклянные шарики, которые в значительных количествах находят в отдельных регионах планеты, и природа которых остается загадкой, склоняются к мнению, что они представляют собой оплавившееся вещество метеоритного происхождения. Отсюда делается вывод о столкновении около 65 млн. лет тому назад Земли с огромным метеоритом, размеры которого в диаметре достигали нескольких километров. В результате такого столкновения начались сильные пожары, дым от которых густым покровом окутал Землю, что привело к резкому похолоданию и гибели живших в то время динозавров.

Имеется также немало древних источников, которые указывают на сугубо экологические причины гибели реально существовавших цивилизаций, в частности, шумерской, погибшей в конце третьего тысячелетия до н. э. от жестокой засухи, возникшей в результате изменения солнечной активности. Считается, что превращение некогда цветущих долин Тигра и Ефрата в пустыню стало результатом неправильного ведения орошаемого земледелия, вызвавшего эрозию и засоление почвы. Можно указать и на более поздние примеры, имеющие вполне достоверное подтверждение, — облысение некогда лесистых гор Греции в результате чрезмерного разведения коз или непродуманный завоз кроликов в Австралию и их ассимиляция в естественных условиях, приведшая к неимоверному размножению, а как следствие — к колоссальному ущербу для окружающей среды и сельского хозяйства.

В прошлом веке большой популярностью пользовалась теория катастроф, которую в 1812 г. выдвинул французский ученый Ж. Кювье (1769—1832). Пытаясь объяснить природу останков фауны и флоры, наблюдаемых в геологических пластах, он высказал гипотезу, согласно которой на Земле периодически повторяются внезапные перемещения горных пород, изменяющие рельеф земной поверхности и уничтожающие все живое. Эта идея, однако, не нашла широкого распространения в последующем, так как интенсивное развитие научных знаний о нашей планете, ее истории и структуре дало богатый материал для других гипотез и лишило теорию катастроф ее былой привлекательности уже к концу XIX в.

В немалой степени этому способствовало появление принципиально новой области научных знаний — экологии.

Происхождение экологии

Термин «экология» этимологически происходит от греческих слов oikos — дом, жилище и logos — учение, и в самом широком смысле этого слова означает любую организацию, систему, образованную живым организмом (или живыми организмами, существами) со средой обитания. Своим происхождением этот термин обязан немецкому биологу Э. Гек-келю, который в 1869 г. ввел его в научный обиход для обозначения одного из разделов биологии, призванного изучать взаимодействие живых организмов с окружающей средой.

Долгое время вопросы экологии относились к компетенции исключительно естественных науки прежде всего биологии. Затем, по мере того, как стали обнаруживаться экономические, гуманитарные и даже политические аспекты в отношениях общества с природой, экология все больше становилась предметом исследования и общественных наук. Уже первые гуманитарные и философские исследования достаточно быстро подтвердили, что проблемы взаимодействия общества и природы — это прежде всего проблемы самого общества, его социально-экономической организации, сложившейся системы ценностей и представлений об окружающем мире и месте в нем человека.

Законы социальной экологии

Так сформировалась область научных исследований, получившая название социальная экология, а термин «экология» достаточно быстро и широко распространился, выйдя далеко за рамки биологических наук. В середине 70-х годов нашего столетия были сформулированы четыре основных закона социальной экологии:

все связано со всем;

все должно куда-то деваться;

природа знает лучше;

ничто не дается даром (см.: Коммонер Б. Замыкающийся круг. Л., 1975).

Эти законы постулировали неразрывную взаимозависимость человека с окружающей средой и установили запрет на его произвольное и необдуманное вмешательство в природу.

По мере нарастания опасности со стороны экологических проблем они все больше становились предметом изучения. Так, помимо социальной экологии, возникли и другие, совершенно новые области научного знания: экология человека, глобальная экология, экология города и т. п. В сфере взаимодействия как отдельных людей, так и общества с окружающей средой экологические проблемы в значительной мере обрели философский контекст, так как затронули фундаментальные основы человеческого бытия, по-новому поставили вопрос об уникальности жизни на Земле и необходимости сохранять ее биологическое разнообразие.

Философский контекст экологической проблемы

Выход за рамки частных наук и более широкий, философский взгляд на проблему позволили установить, что в биосфере все уникально взаимосвязано и находится в естественно регулируемом равновесии. Более того, сама биосфера является органической частью нашей планеты, образуя на ее поверхности еще более сложное образование — биогеосферу, которая подверглась серьезным изменениям с тех пор, как совокупная человеческая деятельность достигла уровня, соизмеримого с геологическими процессами Земли. Эти изменения ведут к утрате первозданного облика планеты и подрывают основы человеческого бытия, обостряя извечную философскую проблему смысла жизни и делая экологическую проблематику важнейшим разделом современной философии.

При этом философское осмысление экологических проблем имеет свою специфику. Философия не решает частные проблемы, возникающие во взаимоотношениях природы и общества, и не дает конкретных рекомендаций по их устранению. Эта задача для специальных дисциплин. У философии другая роль — анализ и обобщение конкретных результатов, выявление тенденций и динамики происходящих процессов^ определение естественных взаимосвязей, исторических зависимостей и т. п. На этой основе формулируются философские обобщения, уточняются важнейшие понятия, постулируются основополагающие принципы, что не только служит познавательным целям, делу экологического образования, н-о является методологической базой для частных наук, решающих конкретные природоохранные задачи.

При философском подходе важно, например, различать такие понятия, как «проблемы взаимодействия природы я общества» и «экологические проблемы», которые нередко употребляются как синонимы, хотя на самом деле таковыми не являются. Но если на уровне обыденного сознания такое смешение понятий не играет существенной роли, то для научного и практического решения обсуждаемых проблем это имеет принципиальное значение.

Важным в этой связи является понятие «среда обитания» живых организмов, которая в своем обобщенном, предельном понимании есть не что иное, как часть биосферы — земной оболочки, где протекает жизнь, и которая «включает как область распространения живого вещества, так и само это вещество».

С появлением человека как одного из составляющих живого вещества в особой (социальной) форме возникает еще более сложная система — «биосфера и человек». Она характеризуется тем, что человек, включенный в биосферу, своей целенаправленной деятельностью изменяет ее, качественно преобразуя не только условия своего существования (изменяя естественную и создавая искусственную среду обитания), но и, достигнув современных масштабов и форм экономической деятельности на основе беспрецедентного развития науки и техники, оказывает прямое и косвенное влияние на все формы жизнедеятельности в масштабах практически всей планеты. Именно в этой области, где живые организмы, в том числе и люди, взаимодействуют с окружающей средой, имеют место собственно экологические проблемы, которые, как было показано в начале этой главы, возникали в виде локальных кризисов на протяжении многих тысячелетий и не обязательно были связаны только с деятельностью людей. Это теперь, в наше время, влияние человека на среду обитания стало столь велико, что другие факторы просто померкли, представляются незначительными и потому, как правило, упускаются из виду.

Проблемы же системы «природа — общество» касаются более широкого круга вопросов, выходящих за рамки собственно экологии, и включают в себя, например, обеспеченность человечества сырьевыми и энергетическим ресурсами, освоение космического пространства и т. п. В этом смысле их появление относится к более позднему периоду исторического развития, к началу эпохи ускоренного экономического роста, который начался около двухсот лет тому назад. Поэтому когда речь идет о проблемах взаимодействия общества с природой, имеется в виду весь комплекс проблем, связанный с природопреобразующей деятельностью человека. Это и обеспеченность всевозможными ресурсами, и поддержание окружающей среды в пригодном для жизни состоянии, и освоение новых пространств, исследование космоса, океана, и т. п.

Собственно же экологическими проблемами будут только те из них, которые связаны с изменениями, вносимыми человеком в природные процессы, а также с охраной окружающей среды от загрязнения и с поддержанием способности биосферы в полном объеме воспроизводить биологические циклы. Это, собственно, и составляет предмет социальной экологии, где философский аспект играет важнейшую роль, так как дело касается вопросов фундаментальных и вместе с тем весьма широких.

Речь идет, во-первых, об изучении способности биосферы поддерживать стабильное экологическое равновесие; во-вторых, об установлении зависимости экологической ситуации от исторически определенных отношений людей в процессе производства и, в-третьих, о выявлении способности окружающей человека среды обеспечивать его основные потребности как биосоциального существа, ибо по своей биологической природе он нуждается в здоровой пище, чистой воде и воздухе, сохраненных в естественном состоянии территориях и т. п., а как существо социальное, он использует природу в качестве источника сырья и энергии в процессе своей экономической деятельности. Осмыслить и понять указанные проблемы, а следовательно, открыть путь к решению столь сложных задач невозможно без философии, без ее целостного и обобщающего взгляда на весь комплекс проблем взаимодействия общества и природы, на ближайшую и отдаленную перспективу такого взаимодействия.