Часть и целое
Ч а с т ь и ц е л о е - соотносительные категории, обзначающие отношение между совокупностью предметов (целое) и отдельными его элементами - частями.
Прежде всего, необходимо утвердиться в понимании реальности, объективного существования не только отдельных предметов, но и целостных их объединений. Современный позитивизм (и позитивистски мыслящие социология, психология, экзистенциалистская философия, прагматизм, феноменология и другие) по существу не признает реальности целостных систем. Первично и самодостаточно, по их представлениям, существуют лишь отдельные предметы, понятие целого в этих системах рассуждений условно, искусственно.
Диалектика настаивает на реальности целостных систем как носителей свойств, не сводимых к свойствам составляющих их частей. Отдельные птицы на юг не летят, эта способность возникает у них только в целостной системе стаи. Отдельный человек не способен научиться речи, мышлению, даже прямохождению - это свойства целого, они возникают в целостной системе общества и делегируются человеку, вкладываются в него извне в процессе воспитания. Высшие психические функции человека - речь, память, мышление, самосознание и другие - являются не результатом развития природных качеств, принимаемых в качестве «задатков», «предрасположенностей», «талантов» и тому подобное, только результатом направленного воспитания в ребенке этих функций обществом. Таков пафос педагогической доктрины советского психолога-диалектика Л. С. Выготского, теоретически полностью разгромившего господствовавшую в его эпоху педологию.
Диалектика целого и частей является одним из вечных камней преткновения в истории понимания развития, в особенности общественного. С чего начинается последнее? С чего надо начинать, желая придать обществу импульс развития - с изменений, инноваций на уровне целого или с модификаций, локального развития частей? Изменяется ли сначала целое, делегируя затем собственные новации отдельным людям («реформы сверху»), или же наоборот - первично развиваются люди, каждый человек, и они вносят тем самым каждый свою лепту в копилку общества, которое в таком случае выступает в качестве некоего фильтра или механизма «естественного отбора» наилучших индивидуальных новаций? За примером последнего далеко ходить не надо: новейший учебник Московского университета (Асмолов А. Г. Психология личности. / А. Г. Асмолов. - М., 2002) дает как истинную картину именно такого «естественного отбора».
В основе первой крайности лежит, несомненно, объективный идеализм: общее как внешняя духовная сущность творит для себя свое отдельное: сущность частей находится в целом. В основе второй - субъективный идеализм: целого вообще нет, есть только частные индивиды, их сущность находится в них самих, существуют только отдельные предметы, обладающие собственной онтичностью, а то, что некая диалектика называет целым, не более как механическая проекция (фикция) самостийных самодвижений того, что диалектика называет «частями». Они не части, не винтики целого, они суверенные самости, уникальные, неповторимые, несущие свою сущность только в самих себе и т. д.
Диалектический материализм преодолевает подобную формальнологическую дихотомию. Мир не разорван на извне воздействующие друг на друга крайности целого и частей. Целое состоит из своих частей, части принадлежат своему целому. Целое (например, общественное), являясь реальным субъектом социальных инициатив, в то же время не имеет собственной головы или рук и ног - они есть только у отдельных людей. И тогда становится ясно, что целое живет не само по себе, а жизнью этих людей, им делегирует и поручает для исполнения свои новации и системные качества. Части, отдельные люди в обществе не в состоянии жить человеческой жизнью вне системы целого, сама их человеческая сущность проистекает не из них, а из целого. Люди нуждаются в целом как источнике своей сущности, и они делегируют целому эту свою потребность, поручают ему быть первичным по отношению к ним же. Здесь нет однозначной физической, временной первичности того или другого, нет курицы либо яйца. О первичности здесь можно говорить только в гносеологическом, исследовательском смысле. В реальности существует состоящее из частей целое или, что то же самое, составляющие целое части. Единый предмет, единая система как носитель, субъект процессов, а не воздействующие извне друг на друга разные субъекты - «целое» и «части».