Детерминизм и индетерминизм
Детерминизм - философская позиция, принцип, или учение о всеобщности, абсолютности и объективности причинно-следственных связей в мире. Наряду с этой позицией в мировой философии наблюдается и противоположное мнение о невсеобщности, неабсолютности детерминизма. Это позиция индетерминизма. Первая позиция связана с диалектикой, обосновывается при помощи диалектической логики, всего арсенала ее принципов, законов и категорий. Вторая проистекает из использования в миропонимании только однозначной, формальной, механической логики, не способной объяснить сложные противоречивые свойства реальной природной причинности.
Так, применяя лишь формальную логику, древние приходили к отрицанию движения (апории Зенона Элейского). Руководствуясь той же логикой, религия оказывается не в состоянии объяснить возникновение человеческого сознания, человеческой духовности. Ведь материя не дух, и, следовательно, она не может породить свою противоположность - человеческое сознание. Животное не человек, и, следовательно, никакая его эволюция не может породить его противоположность - человеческую духовность. Причинной обусловленности, генезиса, преемственности здесь будто бы нет. Следовательно, все это может возникнуть только в результате чуда, т. е. специальных актов творения из ничего, и для этого необходимо сверхприродное существо, которое не руководствуется причинно-следственными категориями, детерминизмом. Опровергнуть подобные представления можно только, владея диалектикой.
Недиалектическое формальнологическое мышление признает только один тип причинных связей - механический, динамически-однозначный, когда следствие может быть предсказано однозначно. И тогда все, что невозможно предсказать однозначно, называется беспричинным, индетерминистичным. Так некоторые сторонники современной синергетики всерьез говорят о том, что, поскольку предметы подчиняются статистическим закономерностям, они становятся непредсказуемыми, «индетерминистическими объектами», или поскольку свое будущее мы не можем предсказать однозначно, мы, следовательно, живем в непредсказуемом, индетерминистическом мире.
Индетерминизм возникает и при недиалектическом решении проблем прогресса. Механическому мышлению направленность прогресса представляется чудесной, телеологичной (направленной к нематериальной потусторонней цели), не обусловленной причинно. На самом деле здесь мысль должна работать так же, как в случае с Ахиллесом и черепахой: нужно отказаться либо от факта прогресса, либо от логики, не способной его описать, т. е. здесь нужно перейти от логики механической к диалектике, способной описать развитие посредством категорий качественного скачка, отрицания отрицания, сбрасывания формы, переделки содержания и др. В противном случае приходится отказаться от категории прогресса, что и делают сегодня многие исследователи.
Симметричное противоположное индетерминизму метафизическое (механическое) толкование причинности - это фатализм, непризнание вариативности причинно-следственных связей, отрицание случайности, непонимание целевых факторов развития. В фатализме часто обвиняют диалектику, приписывая ей вульгарный детерминизм, грубый механический материализм. Однако она в том и заключается, что преодолевает обе эти крайности - и крайность мистификации сложных и внешне не связанных с материей ее свойств, и крайность сведения природы лишь к грубо материальным и абсолютно однозначным зависимостям, она - синтез этих крайностей.
Богатство и новизна диалектики заключается в том, что она расширяет понятие причинности и тем спасает философию от кризиса индетерминизма и фатализма. Ситуация здесь такая же, как и в известном «кризисе в физике», который был преодолен расширением понятия материи, предложенным В. И. Лениным.