Философская позиция Маркса формируется сначала в русле гегелевской школы, а затем - критики «классического» гегельянства. Непосредственно свой антигегелевский критический импульс Маркс получает от Фейербаха, в отличие от которого предлагает не «отбрасывать» учение Гегеля, а «снять» в гегелевском смысле этого термина, т. е. сразу и освоить, и преодолеть. Метод Гегеля, его диалектика в учении Маркса «снимается» и становится материалистической. «Система» Гегеля подвергается критике за ее метафизичность, но не отбрасывается - система категорий материалистической диалектики имеет несомненные черты гегелевской схемы. Маркс унаследовал от Гегеля и его определение действительности действительного - именно, как «предметного существа». Поэтому человек в философии Маркса поставлен на место гегелевской самопознающей Абсолютной идеи, с полным правом наследует метафизический титул субъекта: он лежит в основании предметного мира. Но самого человека Маркс трактует не по-гегельянски, делая акцент на его «конкретности» через «предикаты» его реального существования, которое в свою очередь редуцируется до практической производственной деятельности. В случае «несовершенного» капиталистического общества и его подготовительных фаз практическая деятельности, эта «всеобщая субстанция» человечности, выступает, по Марксу, не в универсальном, т. е. подлинно всеобщем виде, который соответствовал бы «подлинному гуманизму», а в урезанной, «отчужденной» от человеческой сущности форме разделения труда. В результате человек становится «частичным», или «отчужденным», превратившись в носителя ограниченной, частичной функции, которая опосредованно включена во всеобщую производственную деятельность. Великой задачей, которая стоит перед европейским человечеством согласно Марксу, является ликвидация отчуждения во всех его формах — с этим Маркс солидарен с Фейербахом. Однако способ преодоления и образ того общества, в котором отчуждения не будет, Маркс представляет себе иначе, чем Фейербах. Для Фейербаха причина отчуждения в «ложном сознании», и своей задачей он считал критику этого «ложного сознания», в результате которой основа существующих порядков будет разоблачена и рухнет. Маркс считал, что основы отчуждения коренятся не в сознании, а в самой материальной действительности. Религия, как и другие формы идеологии, — порождение этой действительности, ее извращенное отражение. Путь к преобразованию действительности — это не критика ложных идей, а революция, совершающая переворот в самих материальных основах социальной жизни. Реальной силой, которая способна совершить революцию, Маркс считал рабочий класс, а собственной целью и целью своих единомышленников провозгласил создание политической организации. «Философы до сих пор только объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы его изменить», — писал он в «Тезисах о Фейербахе».