Основополагающим постулатом философии Ф. Ницше является утверждение о мировой воле как особой энергии, определяющей все стороны бытия. Учение о бытии у Ницше покоится на основаниях волюнтаристской метафизики Шопенгауэра и дарвиновской концепции борьбы за существование. Ницше считает, что все существующее, в том числе человек и его познание, есть только формы проявления воли к власти (мощи, господству, доминированию над другим); никакого абсолютного бытия нет: бытие — это становление, но не беспрестанное возникновение нового, а лишь «вечный круговорот» всего того, что в прошлом уже повторялось бесконечное число раз.

Наиболее полно и ярко «воля к власти» проявляется в органическом мире, в живой природе. В ней проявляется дух Диониса, дух самой жизни. В концентрированном виде она предстает как инстинкт к превосходству и подчинению, этот инстинкт по своей природе присущ человеку — высшему носителю «воли к власти». Благодаря «инстинкту воли к власти» человек вышел победителем в борьбе за выживание. В реальной жизни выживает сильнейший, бесстрашно ведущий войну за свое выживание. В этом, по убеждению Ф. Ницше, и состоит достоверное содержание самой жизни.

Воля к власти свободна, свобода ее состоит в устранении любых препятствий, стесняющих, ограничивающих проявление «мощи воли к власти» как требования самой жизни. Таким препятствием являются границы добра и зла. И в границах добра, и в границах зла «воле к власти», как атрибута жизни и бытия человека, тесно. Она должна выйти за их границы, чтобы проявить свою природу, свою мощь и свою силу. Такой сферой свободы воли, по Ф. Ницше, может быть только сфера по ту сторону добра и зла. В истории человечества была такая эпоха, в которой наиболее полно воплощалось в жизни требование, закон «воли к власти» — эпоха Античного мира, до Сократа и Платона, эпоха Древнего Востока (не случайно один из его трактатов так и называется «Так говорил Заратустра»). Последним этапом в человеческой истории, когда «воля к власти» пыталась утвердить себя в правах, была эпоха Европейского Возрождения. Их объединяет одно — там действовали герои, яркие индивидуальности, обладавшие силой и мощью характера, не боящиеся любых препятствий и преодолевающие их на пути утверждения «воли к власти», «инстинкта к власти», господства и повелевания, не отягощенные нравственными предрассудками стыда господствовать над слабыми, склонными к подчинению, утратившими черты героев. Мир, в котором живет современный человек, ошибочен не в силу мировоззрения человека или мышления и представления, а в силу того, что человечество утратило «реальность влечений», инстинкт «воли к власти». Преодоление утраты «воли к власти» как первоосновы жизни, общества и мотива человеческой деятельности возможно только в форме «вечного возвращения» к первозданным инстинктам «воли к власти», которые мы унаследовали от животных. Возвращение возможно только при устранении христианской морали, которая уничтожила в человеке естественный инстинкт жажды власти и силы. Подлинный человек — сверх-человек не рефлексирует, не размышляет, а действует, стремится к господству, а не подчинению.