На пороге нового века и тысячелетия усилились апокалиптические настроения. Это связано с обострившимися ощущением альтернативности будущего и даже сомнением в возможности его существования вообще.

Дело в том, что наряду с «вечными» и частично -преходящими вопросами в общественное сознание нашего столетия «ворвались» глобальные проблемы, осмысление и практическое разрешение которых - задача первостепенной важности. Почему? Потому, что они обозначают рубеж в развитии социума и впервые ставят перед выбором: или измениться или исчезнуть.

В чем же содержание и специфика глобальных проблем?

Во-первых, их отличает масштабность проявлений, охватывающая не отдельные страны и регионы, а мировое сообщество в целом.


Во-вторых, перспективы существования всего человечества напрямую зависят от адекватности и своевременности из разрешения.

В-третьих, сама жизнь на Земле поставлена под угрозу наличием фундаментальных факторов, характеризующих техногенную цивилизацию и, как следствие, порождаемые ею общепланетарные катаклизмы.

В-четвертых, они являют собой тотальную форму обнаружения конфликта между современной цивилизацией и духовной культурой общества.

В-пятых, только совместные солидарные усилия и деятельность - гарант преодоления кризисных явлений.

Ракетно-ядерное противостояние, разрушение окружающей среды, перенаселение и экономическое неравенство, нехватка продуктов питания и истощение ресурсов планеты, расширение диапазона взаимовлияния земного и космического - таковы ведущие компоненты глобалистики.

Само понятие стало распространенным с конца 1960-х гг. во многом благодаря работам «Римского клуба» - международной неправительственной организации, которая, занимаясь исследованиями глобальных проблем, периодически публикует теоретические диапазоны.

Каковы же предпосылки и причины появления глобальных проблем?

Стихийность предшествующего экономического и политического развития, социально-классовая, национально-этническая и религиозная разобщность, бесконтрольно растущая научно-техническая мощь, преобладание в мировоззрении идей линейного прогресса, антропоцентризма и узкого рационализма, сопряженных с ориентацией на ценности массового потребления и господства над природой, а также прогрессирующего познания и преобразования внешнего мира посредством научно-технологической деятельности и внутреннего опыта, т. е. истоки кризиса - в самом человеке, в его нравственной деградации, в подчинении цели средству. Полагать, что глобальные проблемы – явление временное и могут быть преодолены дальнейшим наращиванием научно-технического потенциала, еще более активной политической деятельностью и эффективным управлением - слишком упрощенный и оптимистический прогноз. Они, напротив, закономерно вытекают из всего многовекового хода всемирной истории и всего строя жизни предыдущих и современных поколений. Ими испытывается человечество на разумность, ответственность и солидарность. Общество может или ускорить, или замедлить, или остановить сползание к краю обрыва. Не выживать, а полноценно жить - таким должен быть стратегический ориентир.