Иррационализм А. Шопенгауэра
Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788—1860). Основное произведение — «Мир как воля и представление» (1819). Название отражает основные идеи учения Шопенгауэра.
Весь мир является представлением. Другого мира нет и не может быть. Любое представление предполагает выделение субъекта (того, кто представляет) и объекта (того, что представляется), и это разделение характеризует любое представление.
Мир тождественен воле. Воля есть особый внутренний опыт тела, который тождественен самому телу. Тело — это объективированная воля — воля, ставшая представлением. Воля как слепой бессознательный порыв — это внутренняя сущность движения как органических, так и неорганических тел. Любое природное явление, начиная от элементарной физической силы и заканчивая жизненной силой, представляет собой проявление единой воли. Воля не имеет ни цели, ни причины. Ее утверждение хаотично, абсурдно, не подчиняется законам логики, хотя в каждом конкретном акте, посредством которого воля проявляет себя, можно обнаружить цель. Воля непознаваема. Разум оказывается лишь проявлением воли, не тождественным ей, хотя и связанным с ней, как любое проявление связано с тем, что в нем проявляется. Это не значит, что познание совершенно невозможно. Соглашаясь с Кантом, Шопенгауэр выделяет априорное и апостериорное знание. Априорное знание — знание о воле. Апостериорное познание возможно лишь в том случае, если человек вырывается из-под власти воли. Обычно человек, обладающий телом, как средством объективации воли, а не как представлением, способен познавать лишь единичные объекты. Когда же познание перестает быть слугой воли, открывается возможность познания идей, тогда человек превращается в чистый субъект познания, полностью лишенный воли к жизни. Шопенгауэр противопоставляет разуму созерцание — это путь познания, который выбирает художник. Именно художник воспринимает идею, преобразует ее в своем творчестве и способен сделает ее видимой для других. Гений — это особый человек, который обладает особой способностью — соприкасаться с миром при помощи интуиции. Гении способны оторваться от практического взгляда на мир, отказаться от него и подняться до уровня свободного от практики абстрактного познания. Так гений становится чистым субъектом, своего рода идеальным дополнением к объекту и достигает уровня идеи. Любой человек способен на аналогичные переживания: иначе невозможно было бы наслаждение искусством.
Согласно Шопенгауэру, высшее из искусств — это музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли.
Философия не может давать никаких жизненных предписаний, поскольку имеет теоретический характер, а потому никакие понятия ничего не могут дать для добродетели, они могут быт лишь орудием для нее.