Место философии в духовной культуре Средневековья
Появление и распространение христианства в Римской империи в конце античности - это начало новой эпохи всемирной истории. Мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских общин первоначально формировались в противостоянии языческому миру и философии. Суждения апостола Павла о том, что «умствование мудрецов суетно», что «мудрость мира есть безумие перед Богом», отрицательно ориентировали христиан по отношению к философии.
Однако по мере того как христианство приобретало все более широкое влияние и распространение, а потому стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов, появляются попытки использовать для этой цели учения античных философов. Таким образом, средневековое мышление и миросозерцание определяли две разные традиции: христианское откровение, с одной стороны, и античная философия - с другой. Эти две традиции, конечно, не так легко было согласовать друг с другом. У греков, например, понятие бытия было связано с идеей предела (пифагорейцы), единого (элеаты), т. е. с определенностью и неделимостью. Беспредельное, безграничное осознавалось как несовершенство, хаос, небытие. В библейской традиции высшее бытие - Бог - характеризуется как беспредельное всемогущество, своей волей он может останавливать реки и осушать моря и, нарушая законы природы, творить чудеса. При таком воззрении на Бога всякая определенность, все, что имеет границу, воспринимается как конечное и несовершенное: таковы сотворенные вещи, в отличие от их творца.
Если представители одной традиции склонны были видеть в Боге прежде всего высший разум (и поэтому сближались с античными платониками), то представители другой подчеркивали как раз волю Бога, которая сродни Его могуществу, и видели в воле главную характеристику божественной личности. Почти все средневековые философы принадлежали к духовенству. Поэтому их основная тема – отношение религиозной веры и научно-философского знания, богословия и философии. Священное Писание (Библия) как откровение Бога человеку наделяется абсолютным авторитетом и рассматривается как абсолютная истина. Поскольку вся необходимая для спасения истина уже дана человеку Богом, открывать ее уже не надо - задача философии заключается лишь в соразмерном человеческому разумению усвоении ее, т. е. в разъяснении, толковании, упорядочивании текстов Священного Писания и Священного Предания.