В подходах к определению морали в современной литературе выделяют, во-первых, функциональный подход: как «работает» мораль, в чем специфика морального регулирования поведения личности в отличие от правового регулирования и т. д.? Во-вторых, субстанциальный подход, отвечающий на вопросы о том, какие потребности лежат в основе морали, каково ценностно-императивное содержание морали, т. е. критерий моральности.

С п р а в е д л и в о с т ь - понятие о должном, соответствующее определённому пониманию сущности человека. Справедливость -категория морально-правового сознания, поскольку оно оценивает социальную действительность с точки зрения долженствования. Понятие справедливости требует соответствия между практической ролью различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

Одна из главных проблем социологии (в частности социологии морали и социологии права) заключается в том, чтобы выяснить, каким образом общество как целое регулирует поведение своих членов. Специфически общественным видом регуляции выступает нормативная регуляция. Нормативные регуляторы - нормы поведения, системы правовых предписаний и ограничений, понуждений и запретов, а так же социальных санкций, призванных согласовать поведение индивидов с общественными потребностями - создаются посредством особой исторической деятельности людей - нормотворчества (правового, морального и т. д.). Отличие правового регулирования от морального заключается в том, что первое требует принуждения, т. е. санкций со стороны общества в отношении девиантного (отклоняющегося от правовой нормы) поведения индивида.