Вершина нравственных ценностей - этический идеал. Предъявляя этот идеал посредством разнообразных требований в качестве образца поведения, этика ставит человека в определенное, а именно духовное отношение к абсолютному, вечному. Помня о должном, ориентируясь на него, человек преодолевает сущее, доверяясь высшему, вечному, человек побеждает преходящее, сиюминутное. Таким образом, в морали человек оценивает сущее с позиции должного, т. е. нравственного идеала. Фундаментальные моральные ценности: присмиренность, взаимопонимание, солидарность, милосердие. В итоге: межличностное единение, единение человека с миром, Богом, природой.

В процессе формирования личности действуют три механизма: социализации, воспитания, самоформирования. В социализацию необходимо включать то, что непосредственно способствует приобщению молодого человека к социальному опыту, включению его в определённые социальные структуры, среди которых на первом месте находится семья. Нравственное сознание первично «закладывается» в семье и усваивается в ходе приобщения детей к ценностям взрослых. «Ценностная эстафета» передается только из рук в руки, от личности к личности в процессе эмоционально насыщенного общения. Наконец, сущностно, духовно человек формирует себя сам (самоформирование). Личность представляет собой не только извне детерминированную, но и самодетерминированную систему со своей внутренней структурой детерминации.