Объективный идеализм Платона
Платон (427-347 гг. до н. э.), ученик Сократа, использовал его метод для создания первой в истории системы объективного идеализма. Его работы написаны в форме диалогов, в центре которых стоит личность Сократа. Такая форма не только придает им драматизм, художественные достоинства, но позволяет воспроизвести ход мысли на пути философского анализа.
Проблема содержания общих понятий.
В нескольких диалогах эта проблема обсуждается на примере красоты, прекрасного. Что объединяет между собой все предметы, явления, которые человек называет прекрасным, - красивый пейзаж, красивый человек, красивый горшок, красивый поступок и т. п.? Очевидно, что не субстрат: говорить о материи или об атомах красоты было бы нелепо. Вместе с тем неверно было бы и чисто софистическое истолкование: при всей субъективности оценок и мнений есть нечто общее, признаваемое всеми духовно здоровыми людьми. То же самое можно сказать о содержании любых понятий: определение любого предмета может варьироваться довольно широко, но тем не менее все определения столов будут иметь нечто общее и отличаться от определения, скажем, шариковых ручек.
Анализируя природу понятий, Платон показал их надиндивидуальность, раскрыл их роль в мышлении и деятельности человека. По сути дела, Платон «открыл» существование «идеальных объектов», знакомых каждому современному человеку. «Идеальный газ», геометрические фигуры, бесчисленное множество подобных идеализаций, составляющих содержание как науки, так и повседневного мышления, отличаются по своим свойствам от реальных объектов, но, одновременно, выражают их общие и существенные свойства в наиболее чистом виде. Вопрос об их происхождении и размежевал материализм, субъективный идеализм и идеализм объективный.
Платон истолковал природу идеальных объектов в духе объективного идеализма Платона - придал понятиям не только объективное содержание, но и объективное, независимое от людей существование. Эти понятия он назвал «идеями» и поместил в особую сферу реальности.
Онтология и гносеология.
Мир, по Платону, состоит из двух частей - «мир вещей», изменчивый и преходящий, и «мир идей» - неизменный и вечный. Вещи находятся на границе бытия и небытия (появляются и исчезают) и существуют лишь постольку, поскольку соответствуют идеям. Идеи же существуют независимо от вещей, они совершенны и являются эталоном, образцом вещи. Идеи, собственно, и составляют подлинное бытие. Мир идей устроен иерархично: их пирамиду венчает идея Блага - высшая и наиболее совершенная.
В такой онтологической схеме объединяются учение Парменида о вечности и неизменности и Гераклита о текучести и относительности. Эти характеристики Платон относит к двум разным сферам или этажам мира. При такой онтологической схеме возникает множество частных вопросов, присущих объективному идеализму вообще (т. е. «имманентных» ему). Это вопросы об устройстве идеального мира, каналах и способах его влияния на мир вещей и тому подобное, открывающие широкий простор для интеллектуальных фантазий.
Учение о человеке вполне логично вытекает из онтологии. Человек живет в чувственном мире, т. е. в мире вещей, к которому целиком принадлежит его телесность. Однако душа человека происходит из мира идей, она обреталась в том мире до вселения в тело и возвращается вновь после смерти. Тело ограничивает возможности души, становится его «темницей». В душе человека сосуществуют три начала: разумное, аффективное (эмоциональное) и неразумное (вожделеющее). Каждая из них выполняет свою функцию, и их гармония требует управления чувствами со стороны разумного начала. При этом у разных людей преобладает одна из трех сторон, обусловливая возникновение трех человеческих типов. Смысл, цель человека - познание и реализация идеи Блага. Однако в силу исходного различия людей этот путь выглядит по - разному.
Гносеология Платона объединяет две уже рассмотренные части его учения. Коль скоро душа до вселения в тела была в мире идей, она обладает их знанием изначально. Познание - это «припоминание», превращение смутного, неявного знания в отчетливое и осознанное.
В таком случае, сократовская майевтика - это способ прояснения знания, помощник в припоминании. В одном из диалогов изображен Сократ, задающий мальчику-рабу «наводящие вопросы», в результате чего мальчик, никогда не изучавший геометрию, решает задачу удвоения квадрата, приходя к утверждению теоремы Пифагора. Для Платона очевидно, что это знание уже было заложено в душе мальчика.
Объектом знания являются идеи. Чувственные же вещи постигаются посредством мнения, всегда недостоверного, гипотетического. Оно, впрочем, и не представляет для Платона особого интереса.
Учение об обществе и государстве.
В отличие от киников Платон вполне осознает необходимость общественных отношений, связей и иерархии. В основе их лежит (или должна лежать) все та же идея Блага. Выполняя требование общества, государства (термин «полис» обозначал в Древней Греции и то и другое), человек служит идее Блага, реализует ее.
Государство в этом смысле всегда выше отдельного человека, как общее выше индивидуального. При всей несправедливости вынесенного приговора Сократ, как уже говорилось, подчинился ему. Однако в конкретных, существующих в этом мире формах государства идея Блага и вытекающая из нее идея Справедливости искажаются.
Вместо стремления к высшим целям и единомыслия - раздор, насилие, алчность. Платон сводит реально существующие формы государства к четырем отрицательным типам - тимократия (власть честолюбцев), олигархия, демократия и тирания, подробно анализируя недостатки каждого из них. Результатом этого анализа явилась теория (модель) идеального государства.
Модель идеального государства.
Идеальное государство - это такое устройство общества (полиса), в котором идея справедливости выразилась бы во всей полноте, без искажений. Оно закрепляет за каждым типом души определенную общественную функцию: мудрецы управляют, стражи - охраняют, люди с вожделеющей душой занимаются ремеслом, торговлей, сельским хозяйством, удовлетворяя свои приземленные потребности.
Последняя группа вовсе не является «эксплуатируемым классом», как может показаться на первый взгляд. Напротив, только эта группа и имеет право на собственность, семью, т. е. вполне земные блага. Они, однако, не допускаются к принятию решений, управлению, коль скоро не способны ни осознать идею, ни эмоционально ее пережить.
В этой модели детально регламентируются обязанности каждой группы граждан, способы организации всех областей жизни - от материального производства до воспитания детей. Особое внимание обращается на строжайшую регламентацию образа жизни воинов-стражей, чтобы сделать невозможными любые раздоры в их среде и любые индивидуальные притязания.
«Идеальное государство» Платона является объектом уничтожающей критики уже две с половиной тысячи лет, поскольку многие нелепости проекта очевидны. В общем плане можно сказать, что место реальных людей в этой модели занимают умозрительные «люди-функции». Идеалистическое мировоззрение в сочетании с тогдашним уровнем развития знаний о человеке легли в основу первой утопической программы в истории западного мышления.
Философия объективного идеализма Платона получила развитие и распространение через школу, которую он основал в Афинах в роще героя Академа. Впоследствии она получила название Академии и стала крупнейшим очагом философской и научной мысли, просуществовавшим около 900 лет.