Трудность рассмотрения данной проблемы заключается в том, что индивид сам по себе - социальная категория. Содержание его психики социально, как и сознание общества. Вместе с тем отношение индивидуального сознания к миру опосредовано его отношением к формам общественного сознания. Это опосредование индивидуального сознания общественным начинается уже с момента усвоения ребенком языка, норм поведения, мышления и социальных чувств: нравственных, религиозных, эстетических и др. Сознание каждого человека вбирает в себя опыт, знания, убеждения, верования, ценности той социальной среды, к которой он принадлежит.

Подобно тому, как общество не есть простая сумма составляющих его людей, так и общественное сознание не есть сумма «сознаний» отдельных личностей. Оно есть особая система, которая живет своей относительно самостоятельной жизнью. Итак, носителями общественного сознания являются не только индивиды, но и социальные группы, общество в целом.

Общественное сознание имеет свои способы объективации, воплощаясь в произведениях искусства, достижениях науки, религиозных, правовых, политических, философских и других концепциях. Тем самым общественное сознание приобретает некоторую самостоятельность по отношению как к автору оригинальных идей, так и к их «потреблению».