Задача познания не исчерпывается воспроизведением отдельных свойств и связей объекта, описанием его поведения. Целостное отображение предмета (процесса), «встраивание» его образа в общую мысленную модель действительности требует объяснения и понимания. Здесь активность субъекта прослеживается наиболее ярко.

Процесс объяснения раскрывает связи между какими-либо фрагментами знания, в которых фиксируются отдельные события, процессы, стороны действительности. Объяснение - одна из важнейших функций научной теории, но и в обыденном познании его роль очевидна. При этом возможны объяснения формальные и содержательные.

Формальное объяснение предполагает, во-первых, установление значений терминов и правил их использования, дедуктивное выведение высказываний; во-вторых, проведение аналогий, т. е. установление сходства объясняемого явления с известными, считающимися познанными явлениями.

Содержательное объяснение связано с подведением объясняемых явлений под некоторые общие закономерности, раскрытием тех необходимых объективных связей, в которые вовлечено объясняемое явление.

Наиболее распространенными способами содержательного объяснения являются:

1) причинностное объяснение - выявление генетических связей;

2) структурно-функциональное объяснение - установление места объясняемого явления в какой-либо системе;

3) телеологическое объяснение - предполагает ответ на вопрос «зачем?».

В результате объяснения знания упорядочиваются и обосновываются. Однако превращение их в достояние субъекта, вхождение в структуру его 314


внутреннего мира не исчерпываются процедурой объяснения; оно связано с переходом на более высокий уровень освоения знания - понимание. Каждый человек сталкивался с ситуацией, когда все термины определены, высказывания логически упорядочены, информация обоснована ссылками на разнообразные теоретические схемы, но суть ее ускользает от сознания. Студент, заучивающий определения и формальные правила решения задач, не может на экзамене ответить на простейший, но нетривиальный вопрос. Наконец, два человека, долго и, казалось бы, плодотворно общаясь, устанавливают в конце беседы, что они говорили о совершенно разных вещах. Эти примеры показывают, что между знанием и пониманием существуют сложные и неоднозначные отношения.

Проблема понимания разрабатывается в русле герменевтики.

Интерес к проблеме понимания характерен для любых современных философских направлений. Так, можно говорить о герменевтике психоаналитической, марксистской, постмодернистской. Для философской герменевтики главной задачей выступает «понимание понимания».

Отметим четыре важные момента, характеризующие особенности понимания.

1. Способность сознания строить разные варианты объяснительных моделей, порой противоречащих друг другу, определяет исходный пункт анализа проблемы понимания. За столкновением разных объяснительных схем, смысловых структур лежит нечто скрытое, глубинное, ускользающее от сознания, ограниченного процедурами описания и объяснения. Выявление этого скрытого неявного содержания и составляет задачу понимания.

2. Понимание предполагает включение знания в общий контекст известных связей и отношений. Так, в классической науке ХУШ-ХГХ вв. основой понимания нового явления была возможность построения его мысленной механической модели и соотнесение ее с механической картиной мира.

3. Понимание дает человеку возможность действовать на основе знания, определяя способность варьировать форму знаний, производить разнообразные операции с понятым знанием, наращивать его массив, решать нетривиальные задачи.


4. Понимание предполагает соотнесение знания с элементами ценностно-смысловой и мотивационно-волевой сфер сознания. При этом событию (информации) придаются значение, цель, смысл. Понять - значит вскрыть или постулировать смысл информации.

В субъективно-личностном плане часто возникает иллюзия понимания как привыкания к определенной объяснительной схеме.

Таким образом, объяснение и понимание характеризуют знание с разных сторон: через обоснование и субъективное его принятие. Понимание невозможно без объяснения, базируется на нем и включает объяснение как один из своих этапов. С другой стороны, объяснение возможно лишь на основе некоторого уровня предварительного понимания сути и смысла объясняемого события. Познанный предмет - это, в конечном счете, понятый предмет.