Основные идеи философии всеединства В. А. Соловьева
Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) - русский философ-идеалист, мистик и поэт. Первый русский философ, создавший оригинальную систему - философию всеединства. Суть ее - в стремлении преодолеть разделенность, противоборство в земном мире, достичь гармонии и единства с миром Божественным. Идея философии всеединства своеобразно реализуется Соловьевым в учении о бытии, познании, церкви, человеке. Вследствие грехопадения мир представляет собой разрозненные элементы бытия, находящиеся в состоянии противоборства и удаленные от Божественной полноты. Этот мир должен быть преображен на путях богочеловеческого прогресса и должен обрести единство с Богом. Разделенность познания, проявляющаяся в различных его формах - философии, эмпирических науках и мистической интуиции, должна быть преодолена в результате создания «цельного знания» или «свободной теософии». Любовь означает единство двух противоположностей - мужчины и женщины. Наконец, разделенность христианских церквей и народов преодолевается на путях их объединения в «свободной теократии». Идеи философии всеединства получили развитие в творчестве П. Флоренского и С. Франка.
Учение о человеке, антропология в системе Соловьева органично дополняет его онтологию. Наиболее ярко и оригинально эти идеи изложены в небольшой работе «Смысл любви». Философ полагает, что разделение людей по половому признаку на мужчин и женщин - выражение их неполноты и ограниченности. Именно поэтому в людях так или иначе проявляется стремление к воссоединению. Свое максимальное и высшее выражение это стремление получает в любви, которая преодолевает разделенность людей и связанный с этим животный эгоизм. Однако ее значение этим не ограничивается. Она имеет поистине космические масштабы. Подлинная любовь, пишет В. Соловьев, «производит и освобождает духовно-телесные токи, которые постепенно овладевают и материальной средой, одухотворяют ее и воплощают в ней те или иные образы всеединства». Любовь, таким образом, побеждает смерть, преобразует несовершенство мира, приближает к Богу, к состоянию всеединства.
Важным элементом философской системы Соловьева является учение о Софии - Божественной Мудрости, Вечной Женственности, вдохновлявшее А. Блока и А. Белого. Представляют интерес эсхатологические идеи Соловьева о конечных судьбах мира, об активной борьбе со злом (полемика с идеей непротивления злу Л. Толстого). Основные сочинения: «Чтения о Богочеловечестве», «Оправдание добра», «Философские начала цельного знания», «Смысл любви», «Три разговора».